Экономия и удобство
Почти треть опрошенных на настоящий момент смогли лично поучаствовать в онлайн-процессах. А еще 15% уже подали ходатайства об участии в таких заседаниях. При этом о таком формате положительно отзываются как столичные юристы, так и представители региональных юрфирм.
Управляющий партнер нижегородской Роман Пирогов отмечает в числе положительных моментов экономию времени и денег клиента: «Если обычно для поездки в Москву из Нижнего Новгорода уходили почти сутки, то с онлайн-заседаниями получается 1,5–2 часа». Старший юрист самарской Михаил Новоселов подтверждает важность избавления от транспортных издержек: «Два дня командировки сменились на полчаса в офисе, реакции судей видно хорошо, можно выступать и одновременно открывать документы на компьютере».
Все материалы, которые могут понадобиться, всегда под рукой, добавляет Пирогов: «Можно взять планшет или на фоне открыть папку со всеми документами, заранее вывести на экран наиболее важные». В суде из-за ограниченного пространства участникам процессов порой бывает неудобно работать с материалами. Сколько раз такое было, когда из-за отсутствия нормального рабочего места в зале заседаний все вываливалось из папки, а никакие стикеры уже не помогали, вспоминает юрист: «Настрой сбивался. Когда ты дома или в офисе, с этим нет никаких проблем».
Более того, пока юристы ожидают онлайн-заседания, они могут заняться текущими короткими задачами: разобрать почту, заполнить расписание, поставить задачи, почитать небольшие документы. А в поездках трудиться сложно, замечает Пирогов: «У меня не получается делать это эффективно. Пока сидишь в суде и ждешь своей очереди, тоже не получается над чем-то сосредоточиться, время тратится впустую».
То, что брюки можно заменить на шорты и никто не увидит, не буду называть в качестве достоинства, смеется Пирогов: «Я соблюдал форму одежды и даже вставал по привычке». Главное – после онлайн-заседания чувствуешь себя бодро, что нельзя сказать о последствиях командировки в Москву, признается Пирогов.
Многие юристы не понимают и не верят, что онлайн-формат стал возможен. Уровень просвещённости в массах весьма низкий. И надо быть готовым к тому, что ты не сможешь приобщить документы или воздействовать на суд невербально.
Не менее популярно нововведение и среди московских юристов. Во-первых, хвалят интерфейс системы, который напоминает популярное приложение Zoom. О широком функционале одобрительно высказывается старший юрист ЮФ Ярослав Шицле: «Есть возможность отключить собственный микрофон и видеокамеру, переключить вид пользователей и даже написать личное сообщение судье, а также поставить специфический смайл «хочу говорить». Все интуитивно понятно и привычно».
Но чтобы дистанционное заседание прошло комфортно, суд должен иметь высокий уровень технического оснащения. Тот же Арбитражный суд Московского округа имеет несколько камер, которые реагируют на говорящего, делится впечатлениями Шицле: «Я мог наблюдать выступление оппонента, а при каждом вопросе от суда незамедлительно видеть судебную коллегию». Есть ощущение полноценного участия, эффект «погружения», утверждает юрист. А управляющий партнер Станислав Солнцев говорит, что даже планирует в офисе оборудовать помещение для онлайн-заседаний.
Минусы, к которым надо быть готовым
Недостатки у такого формата тоже присутствуют. Партнер Алексей Городисский рассказывает, что их оппонент попросил об онлайн-формате, но заседание не состоялось: «У представителя истца что-то не работало, мы его не слышали». Кроме того, никто не застрахован от нештатных ситуаций при использовании такого формата и злоупотреблений от другой стороны. Партнер Кира Корума вместе с коллегами еще до начала своего онлайн-заседания опасалась, что их оппонент сорвет процесс: «Если поймет, что события не складываются по его плану». В итоге тот так и поступил. Он отключился от видеоконференции. Тогда суд поставил на обсуждение вопрос о возможности продолжить судебное заседание и, учитывая наше мнение, это сделал, рассказывает юрист.
Предположу, что суд поступил смело, ведь ещё нет никаких выработанных подходов к этому. И застраховаться от такого поведения участника онлайн-заседания невозможно. Примечательно, что наш оппонент, увидев, что заседание продолжается, минут через 10 снова подключился к конференции. Суд дал ему возможность выступить по существу.
Не менее нервозно складывается и ожидание начала онлайн-процесса. Если заседание задерживается, то приходится постоянно проверять, когда оно начнется и когда появится доступ ко входу туда, замечает Новоселов: «Хорошо, если бы в конференцию можно было заходить сразу и там ожидать появления судей по аналогии с Zoom».
Для меня основной минус – это отсутствие «живого» контакта с судьей и с оппонентом. Это притупляет чувства, которые обычно помогают ориентироваться и выстраивать свое выступление. Не видно невербальную реакцию судьи на то, что ты говоришь, а иногда это важно. Это как общаться с друзьями по Skype, вроде бы здорово поболтали, но при личной встрече было бы больше впечатлений.
Пока сложно рассматривать дистанционно дела по существу. К этому никто пока не готов, говорит московский адвокат Сергей Гришанов: «Например, не совсем понятно, как исследовать доказательства без доступа к оригиналу». С коллегой соглашается и Корума: «Мне тяжело представить онлайн-заседания в первой инстанции по большинству экономических споров, по тем же банкротным делам, где большой объем доказательств».
– Нужно убедиться, что с техническими моментами все в порядке, говорит Пирогов. Лучше использовать проводное соединение не менее 100 Мбит/сек, чтобы не было зависаний. Убедиться, что в настройках системы сделаны разрешения на доступ к устройствам ввода и вывода (звук и изображение).
– Если офис в бизнес-центре, то желательно уточнить у управляющей компании, не планируется ли планового отключения электроэнергии в здании, рекомендует Пирогов: «Даже при кратковременном отключении интернет-соединение прервется, а никакой бесперебойник здесь не поможет».
– Имейте под рукой паспорт, подлинник доверенности и диплома. Нас просили показывать их в камеру, рассказывает Пирогов: «В качестве запасного варианта те же документы надо иметь в сканах хорошего качества на компьютере, чтобы можно было оперативно вывести их на экран судьи».
– Говорить лучше четко, не торопиться, отмечает Корума: «Речь не должна быть сухой, интонации здесь очень важны. Не повторяйтесь: в онлайн-процессе это, как я заметила, еще больше раздражает суд, чем обычно».
Так что подобный формат отлично подходит для простых дел, где есть только истец и ответчик, рассуждает Пирогов: «С небольшими суммами исков, где нет необходимости донесения до суда сложной позиции, проведения судебной экспертизы, вызова свидетелей и совершения других комплексных процессуальных действий. Там, где уже не совсем упрощенка, но еще и не самый сложный спор». В сложных спорах онлайн-заседания должны проводиться только в случае реальной необходимости и уместности, резюмирует эксперт.