Гражданским браком в обиходе принято называть совместное проживание без регистрации в органах ЗАГС. Его предпочитают 10% россиян, но это вовсе не альтернатива официальному браку, предупреждает Татьяна Баклашова, юрист ЮФ . Да и в законе даже нет такого термина. Например, Третий кассационный суд общей юрисдикции указал, что «фактическое совместное проживание гражданским браком не является» (определение по делу № 88-2409/2019 ). Так что с юридической точки зрения отношения без регистрации верно называть скорее «сожительством». Оно не порождает имущественных прав и обязанностей партнеров. Наталья Пацева, управляющий партнёр , приводит примеры:
- имущество не признается совместно нажитым;
- заемные обязательства не являются общими;
- гражданский супруг не входит в очередь по наследству.
Не совместное, а личное
По общему правилу в отношениях гражданских супругов нет понятия «совместное». Пары могут приобретать машины, квартиры и дома вскладчину, но оформлять лишь на одного из сожителей. Они не задумываются, что после разрыва будет сложно вернуть вложенное. Тот, кто тратил деньги, обычно пытается признать нажитое совместной собственностью, отмечает Баклашова. Но суды чаще всего отказывают, ведь совместное проживание – это не официальный брак (п. 2 ст. 10 СК). Например, к таким решениям пришли суды по делам № 88-3581/2020 и № 88-6477/2020.
Далеко не всегда бывшему гражданскому супругу удается доказать материальное участие в строительстве дома или ремонте, отмечает Пацева. Пример – решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края по делу № 2-469/2019. Суд посчитал, что совместный ремонт «не влечет удовлетворения иска о признании права собственности на долю в жилом помещении». В другом деле гражданские супруги пытались разделить материнский капитал, но суд отказал, так как мужчина не был официальным членом семьи (дело № 2-778/15).
На практике редко удается претендовать и на автомобиль, говорит Зимина. Оренбургский областной суд по делу № 33-7279/2017 не разделил машину, купленную в гражданском браке: не получилось доказать, что второй партнер участвовал в покупке.
При покупке имущества нужно регистрировать его на свое имя, иначе после размолвки можно уйти ни с чем.
С Тягай согласна и Кира Корума, партнер АК . Чтобы защитить свои имущественные права, сожители могут заключить соглашение о предоставлении содержания или договориться оформить имущество в долевую собственность. Например, «50 на 50» или в других долях. Зависит от того, кто сколько денег потратил. Корума предлагает и еще один вариант – заключить письменное соглашение, что покупка является общей.
Шансы есть
Имущественные отношения между сожителями регулируются общими нормами гражданского законодательства, поэтому положение гражданского супруга не совсем безнадежное. Он может попробовать получить долю в имуществе, считает Баклашова.
В пример эксперт приводит дело № 88-6477/2020. Наталья и Олег Рассказовы* состояли в гражданском браке. В этот период купили участок, на нем построили дом, обставили его мебелью и бытовой техникой. Средства вкладывали оба, а недвижимость зарегистрировали на «мужа». Затем пара решила узаконить отношения. Им даже назначили дату бракосочетания. Но свадьба не состоялась. Олег Рассказов погиб в авиакатастрофе. Тогда его сожительница обратилась в суд, чтобы признать право на половину имущества. Суд первой инстанции ей отказал, указав, что дом и участок нельзя признать совместно нажитым. А вот суд апелляционной инстанции это решение отменил.
Он указал, что для разрешения спора важно установить факт материального участия супруги в приобретении участка и строительстве дома. Истица предоставила предварительный договор купли-продажи земельного участка с подписями ее и гражданского мужа, расписки продавца земельного участка, что он получил от Рассказовой деньги в оплату. Исходя из этого, суд признал право супруги на половину дома, зарегистрированного на имя ее сожителя. Восьмой кассационный суд оставил решение без изменения.
Ипотека в гражданском браке
Зачастую общая квартира, купленная в кредит, достается тому из сожителей, на кого оформлена, говорит Зимина. Судам мало одного факта совместного проживания, нужны доказательства того, что вторая сторона тоже принимала финансовое участие в оплате ипотеки. Корума отмечает, что «даже если один из партнеров давал другому деньги и тот перечислял их в банк», то это не будет весомым аргументом в суде. Максимум, считает эксперт, он может подать иск о взыскании неосновательного обогащения, но и в таком случае его шансы на успех маленькие.
Примером служит дело № 2-1156/16. Наталья Бабушкина* и Кирилл Яровинский*, будучи в гражданском браке, взяли ипотеку. Договор с банком оформили на «жену», как и квартиру в Росреестре. Спустя время пара рассталась, сожитель пытался через суд разделить спорную недвижимость. По его словам, ипотеку они выплачивали за счет общих средств. Но суд ему отказал, так как между сторонами не было соглашения, поэтому квартира принадлежит Бабушкиной. Решение суда первой инстанции Яровинский пытался обжаловать, но безуспешно. Апелляционная инстанция тоже оказалась на стороне Бабушкиной.
В таких ситуациях Зимина советует приложить к делу переписку по электронной почте или в мессенджерах (заверенную у нотариуса), чтобы подтвердить, что ипотеку выплачивали общими усилиями, ещё могут помочь свидетели. Чтобы не остаться без квартиры, Екатерина Тягай, партнер Pen & Paper, советует еще в стадии оформления ипотеки брать кредит в равных долях. Тогда право собственности на жилое помещение будет зарегистрировано документально.
Проблемы с наследством
В случае смерти одного из сожителей второй не является наследником по закону и не включается в число наследников первой очереди. По смыслу ст. 1142 Гражданского кодекса ими могут считаться только официально зарегистрированные муж или жена.
В подавляющем большинстве, говорит Корума, партнер не получит наследство. Исключение – признанные иждивенцы. Но доказать это достаточно сложно, а судебная практика складывалась до недавнего времени не лучшим образом.
В суде гражданский супруг должен будет доказать, что находился на иждивении партнера в течение года, что все это время они жили вместе, а также свою нетрудоспособность (в соответствии с п. 2 ст. 1148 ГК). Значимым для формирования практики Зимина считает определение коллегии по гражданским делам Верховного суда по делу № 5-КГ20-66-К2. В нем тройка судей указала нижестоящим инстанциям на ошибки. ВС разъяснил, что иждивение не исключает собственного дохода (получение пенсии), поскольку иногда суды отказывают заявителям именно на этом основании.
Также претендовать на наследство могут и включенные в завещание сожители. При этом, говорит Тягай, нужно прямо указывать, что получит партнер после смерти завещателя.
Решить имущественный вопрос для гражданских супругов поможет «узаконивание» этих отношений, считает Пацева. По такому пути уже пошли многие страны. Например, в Англии допустимо заключение добрачных договоров. Они аналогичны нашим брачным, тоже определяют статус имущества и его принадлежность. К сожалению, в России такой практики нет, поэтому бывшим сожителям приходится в суде определять статус имущества как общего, а это сложно. Успех вовсе не гарантирован, говорит Пацева.
При приобретении имущества вне брака надо позаботиться о том, чтобы право собственности было очевидно юридически, а не на словах.
* – имя и фамилия изменены редакцией.