В ст. 86 Налогового кодекса «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля» появился новый пункт. Согласно нему, кредитные организации в течение трех дней после запроса обязаны выдавать налоговой данные о своих клиентах (организациях, ИП и физлицах), отнесенные к банковской тайне:
копии паспортов;
копии доверенностей на получение находящихся на счете денег;
копии договоров на открытие, обслуживание и закрытие счета;
копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
информацию о бенефициарах, представителях клиента, выгодоприобретателях.
Таким образом, банки будут раскрывать, кто реально может управлять счетом. Основаниями для запроса могут стать истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. В прежнем режиме будет происходить доступ к выпискам по операциям, то есть движению средств.
ФНС и раньше могла получить такие сведения, но только в рамках налоговой проверки. Это было трудоемко для налоговиков. Поправки значительно облегчили и ускорили получение нужных данных. По сути, инициатива нужна для более эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, которые применяют все более сложные схемы ухода от налогов. Давид Капианидзе, партнер налоговой практики BMS Law Firm, отмечает явный плюс для налоговой: станет проще сопоставлять официальные доходы и фактические расходы и выявлять их несоответствие. Например, до сих пор фирмы-однодневки обналичивают средства с помощью физлиц, говорит Капианидзе. И теперь можно будет получать сведения о таких гражданах.
Налоговая получит возможность без проверок, то есть быстрее и эффективнее, выявлять тех, кто занимается обналичкой с фирм-однодневок,
а также выявлять тех, кто может управлять счетами и снимать с них деньги.
Доступ к информации о конкретных бенефициарах и выгодоприобретателях позволит прицельно выявлять теневых бенефициаров, формально не связанных с компаниями, говорит Анна Осьмакова, юрист налоговой практики . Это сделает налоговый контроль более точечным: к моменту проверки у налоговой уже будет информация о подозрительных операциях, которую раньше получали только в рамках проверки.
Осьмакова говорит, что теперь лазеек для сокрытия информации о доходах и уклонения от налогов станет еще меньше. Новые риски возникнут у тех, кто занимается «обналом» и работает с подставными лицами, а также у тех, у кого на счетах происходит движение крупных сумм, хотя они не имеют официального заработка и не платят налоги. Так считает Дмитрий Уваров, член Ассоциации юристов России.
Что с добросовестными налогоплательщиками?
Если вы добросовестный налогоплательщик, то беспокоиться вам не о чем, говорит пресс-служба Федеральной налоговой службы. Но как именно выяснить, что налогоплательщик добросовестный, до получения данных о его счете, задается вопросом адвокат Алексей Иванов: «Разве это не означает, что, вопреки уверениям ФНС, беспокоиться нужно всем?» Как отмечает адвокат, хотя по факту интеграция налоговых и банковских баз данных случилась три года назад, в целом банковская тайна оставалась одной из немногих приватных зон в отношениях государства и гражданина. Более того, ей отдается приоритет в ситуациях, когда банковская тайна конкурирует с адвокатской: никаких персональных сведений по запросу адвоката банк не предоставляет, рассуждает Иванов. И в нововведении он видит очередную экспансию государства в личное пространство граждан.
Возможны злоупотребления налоговой в борьбе с легализацией, поэтому добросовестным налогоплательщикам надо приготовиться при необходимости подтвердить законность появления крупной суммы на счете, говорит Уваров.
Изменения не возлагают дополнительных обязанностей на налогоплательщиков, возражает Иван Шиенок, руководитель налоговой практики юрфирмы . Но в то же время он ожидает, что банки при открытии счета или совершении операций будут требовать с клиентов дополнительную информацию. В частности, о бенефициарах.
Курс на прозрачность – тенденция последних лет. В декабре 2020 года Минфин опубликовал два законопроекта, которые расширяют доступ налоговиков к банковской тайне – они смогут получать данные об операциях по счетам банков и их клиентов не только по запросу, как сейчас, а в рамках регулярного информационного обмена с Центробанком. Банк России, в свою очередь, сможет получать от ФНС сведения, составляющие налоговую тайну. Это сделает более прозрачными отношения государства и налогоплательщика. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, это нужно из-за «недобросовестных налогоплательщиков, которые применяют все более сложные схемы ухода от налогообложения с высокой латентностью». ФНС специально подчеркнула, что «к выпискам по операциям по счетам физлиц непосредственного доступа у налоговиков не будет».