Работа по субботам
Лариса Артемьева с 2010 года занимает должность мирового судьи в Ханты-Мансийске. В 2019-м она дважды выходила на работу в выходной. Согласно графику дежурств, которые составил председатель Ханты-Мансийского райсуда Владислав Гавриш, Артемьева должна была рассмотреть дела об административных правонарушениях, которые поступят 30 марта и 27 апреля 2019-го. Обе субботы мировой судья отработала, а затем обратилась в управление Суддепа в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре за отгулами или оплатой в двойном размере. Артемьева сослалась на ст.153 Трудового кодекса («Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни»). Норма гласит, что работа в выходной или праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, или по желанию работника ему предоставляется день отдыха.
Но в Судебном департаменте ее заявление оставили без рассмотрения, потому что управление не является для мирового судьи работодателем и не могло заставить ее работать в выходной день. Тогда Артемьева обратилась с иском к местному Суддепу. Она посчитала, что было нарушено ее конституционное право на отдых и право на получение вознаграждения за труд. Суд она просила взыскать в ее пользу двойную оплату за работу по субботам (почти 28 000 руб.).
Положен отгул или надбавка?
Пыть-Яхский городской суд напомнил, что для судей установлен специальный механизм оплаты труда. Он учитывает специфику их работы и гарантирует достойные выплаты. Согласно ст. 19 закона о статусе судей («Материальное обеспечение судей»), зарплата судьи состоит из оклада, доплат за квалифкласс, выслугу и доплаты за особые условия труда, то есть в поощрении уже заложены все «издержки профессии». Как подчеркнула первая инстанция, закон о статусе судей не предусматривает двойную оплату за работу в выходные и праздники, а обязанность своевременно рассматривать дела (в том числе в выходные) обусловлена высоким статусом судьи. Поэтому Артемьева получила отказ (дело № 2-501/2019). Решение устояло в апелляции. Суд отметил, что интенсивность и сроки рассмотрения дел учитываются в премировании судей.
Но вот кассация оказалась другого мнения. Как предусмотрено п. 4.1 Типовых правил внутреннего распорядка судов, утвержденных постановлением Совета судей от 18 апреля 2003 года № 101, для судей устанавливается 40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными. Судей могут привлечь к работе сверх нормы, чтобы завершить рассмотрение дела. Но они не обязаны трудиться в субботу или воскресенье, решил суд. Поэтому, по мнению кассации, к спорным отношениям нужно применять ст. 153 ТК о вознаграждениях за работу в выходные дни. С таким объяснением Седьмой кассационный суд общей юрисдикции вернул спор в апелляцию (дело № 88-11528/2020).
С решением не согласился Сергей Сухинин, начальник управления Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре. Он пожаловался в Верховный суд.
Компенсация уже предусмотрена
Дело № 69-КГ20-17-К7 рассмотрела тройка судей ВС под председательством Людмилы Пчелинцевой. Коллегия сослалась на позицию Конституционного суда, что правовой статус судьи особенный и отличается от статуса лица, которое работает по трудовому договору (определение от 7 июня 2011 года № 840-О-О).
ВС решил, что к оплате работы в выходные для судей нельзя применять нормы ТК. Как подчеркнула тройка, законодательство о труде действительно распространяется на судей, но в той части, что не урегулирована законом о статусе судей. Документ предусматривает не только зарплату, но ежеквартальное поощрение, а еще премии и материальную помощь. ВС отметил, что в законе не сказано о двойной оплате работы в выходные, но в специальном законодательстве изначально предусмотрена компенсация за особые условия труда. Выполнение обязанностей по субботам или в будни после официального окончания рабочего дня связано с требованиями процессуального законодательства: рассматривать материалы в ограниченные сроки решила коллегия по гражданским делам ВС. Тройка отменила решение кассации, а дело вернула в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (заседание - 18 мая).
Специального законодательства достаточно
Александра Стирманова, адвокат , считает дело Артемьевой уникальным, потому что истцом по трудовому спору выступает судья. Эксперт считает, что у кассации в этом случае не было оснований для применения норм ТК. С позицией ВС соглашается и Ольга Рогачева, адвокат АК . Она указывает, что для судей допускается выполнение трудовых функций сверх установленной продолжительности рабочего дня.
Но, как отмечает Рогачева, законодательство предусматривает исчерпывающий перечень выплат, которые входят в ежемесячное денежное содержание. Примером, по мнению адвоката, может служить премирование судей, которое проводится по итогам месяца, квартала или единовременно. При начислении премий учитываются интенсивность и высокие результаты работы, сроки рассмотрения дел, выполнение особо важных и сложных заданий (согласно приказу Судебного департамента при ВС от 05 июня 2013 года № 116). Стирманова считает, что специальное законодательство «в полной мере охраняет трудовые права судей». А Рогачева обратила внимание на формулировку апелляции, что «вопрос оплаты деятельности судей с достаточной полнотой урегулирован нормами специального законодательства, в связи с чем оснований для применения к спорным отношениям норм трудового законодательства не имеется».
Эта формулировка, если ее четко указать в законе, может в дальнейшем исключить двусмысленность и неоднозначность толкования судами.