С 1 ноября появились новые тарифы на услуги в системе быстрых платежей.
Благодаря этому сервису, переводы между разными банками проходят быстрее и во многих случаях без комиссии. Как и раньше, один человек может бесплатно перевести другим физлицам до 100 000 руб. в месяц. Если общая сумма операций больше, придется платить комиссию 0,5%, но максимум 1500 руб. за один перевод. Такие тарифы действуют с 1 мая 2020 года.
Новые правила этого не меняют, а касаются переводов граждан через СБП на свои счета у операторов финансовой платформы и вывода денег оттуда. Для переводов на свой счет действуют такие же комиссии и лимиты, как для операций между физлицами. А выводить через СБП со счета ОФП бесплатно можно любую сумму.
Операторы финансовой платформы нужны, чтобы упростить совершение финансовых сделок для граждан. По сути, это посредники между банками и их потенциальными клиентами. Пока действует всего четыре таких компании: Московская биржа ММВБ-РТС, ВТБ Регистратор, Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» и финансовый маркетплейс Сравни.ру. Все эти компании работают в рамках проекта Центробанка «Маркетплейс», рассказывает Константин Ткаченко, руководитель практики правового сопровождения предпринимательства .
«Маркетплейс» Центробанка — это онлайн-сервис, который позволяет гражданам приобретать финансовые продукты от разных финансовых организаций на одной платформе в круглосуточном режиме. К примеру, можно открыть вклад или получить кредит.
Главное преимущество финансовых маркетплейсов — доступность и безопасность, которые гарантирует Центробанк, отмечает Ткаченко.
Решение Совета директоров Банка России от 30 сентября 2021 года.
С 1 ноября банкам и небанковским кредитным организациям будет проще получить кредит в Центробанке.
Теперь кредиты, не обеспеченные правами требования по другим кредитам или поручительством, ЦБ будет выдавать, если по итогам проверки экономического положения банк попал в 1–3 группу и одновременно с этим у него нет просроченных задолженностей перед ЦБ. Для небанковской организации условия немного жестче: у нее также не должно быть просрочки по платежам в ЦБ, но по экономическому положению компания должна попадать в 1-ю или 2-ю группу.
Раньше все кредитуемые организации должны были отвечать еще нескольким требованиям. К примеру, ЦБ не давал деньги тем, кто не представлял ему информацию о размере своих обязательных резервов (Указание Банка России от 22.05.2018 № 4801-У).
15 ноября закончится эксперимент по использованию работодателями электронных документов. Суть в том, чтобы проверить, можно ли отказаться от бумажных носителей.
В эксперименте участвовали только те работодатели и работники, которые захотели. Компании сами определяли, какие документы будут вести в электронном виде. Можно было создать собственную информационную систему или воспользоваться порталом «Работа в России».
Электронные трудовые книжки в эксперименте не участвовали: они уже существуют в России с 1 января 2020-го.
В январе 2021 года Российская трехсторонняя комиссия обсудила промежуточные итоги эксперимента. Участвовали в основном крупные предприятия в добывающем, производственном и строительном секторе, банки и IT-компании. 58% работодателей использовали свои информационные системы, 21% — портал «Работа в России», а еще 21% — оба варианта.
По данным Минтруда, весной 2021-го в эксперименте участвовали 375 работодателей. До 15 января 2022-го министерство должно отчитаться перед правительством об итогах кампании. А если опыт окажется удачным, может предложить поправки в законодательство. Один законопроект об электронном документообороте в трудовых отношениях Госдума уже рассматривает (№ 1162885-7).
Остается нерешенным вопрос о легализации электронных документов, оформленных в рамках эксперимента, перед третьими лицами и государственными органами в случае спорных ситуаций. На мой взгляд, решение этого вопроса и определит успешность эксперимента и его экономическую целесообразность.
До 29 ноября организации и предприниматели должны внести в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) данные о людях, которые пользуются корпоративными сим-картами. Цель — понять, кому на самом деле принадлежит телефон. Такими номерами обычно пользуются работники и их родственники, а оформляются сим-карты на организацию.
Компания «Реак софт», которая разрабатывает программы для идентификации и аутентификации, утверждает, что государственные организации могут получать из ЕСИА «полный набор данных о пользователе и его организациях», а частные — обычно только Ф. И. О., реквизиты паспорта и информацию о подтверждении в ЕСИА.
С 9 ноября 2021 года Россия снимает ограничения на количество перелетов в Австрию, Швейцарию, Финляндию, ОАЭ и обратно. Отменяются ограничения на регулярные и чартерные рейсы в города Египта Хургаду и Шарм-эш-Шейх. Поскольку это популярное среди россиян направление пляжного туризма, путевки должны стать дешевле.
С этой же даты возобновят регулярное авиасообщение с Багамами, Ираном, Нидерландами, Норвегией, Оманом, Словенией, Тунисом, Швецией и Таиландом. Количество регулярных рейсов в Германию, Грецию, Испанию, Италию и некоторые другие страны увеличится.
Проблемы с распространением коронавируса остаются, поэтому правительство рекомендует россиянам вакцинироваться перед путешествием.
С 1 ноября в России можно продавать парфюмерные товары, только если они зарегистрированы в системе «Честный знак» — сервисе маркировки, который гарантирует подлинность товара. В случае с духами это обеспечивает код Data Matrix из 75 цифр. У каждого товара он уникальный. На сайте «Честного знака» сказано, что код наносится на упаковку или этикетку парфюма. Чтобы получить его, производителю или продавцу нужно зарегистрироваться в системе, описать продукцию в каталоге маркированных товаров и заказать код.
С 18 ноября появились требования к энергетической эффективности для ряда товаров, которые можно продавать через систему госзакупок. Новые правила касаются телевизоров, насосов, кондиционеров, комнатных вентиляторов и электрических асинхронных двигателей. Теперь поставка таких товаров в рамках государственных закупок возможна только в том случае, если их класс энергоэффективности соответствует указанному в приказе Минэкономразвития или выше, отмечает Виктория Туголукова из . Это дополнительный барьер для поставщиков, признает она.
Важно, что действие приказа не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 18 ноября 2021 года.
С 23 ноября на сервисное обслуживание вооружения и военной техники потребуется отдельная лицензия. Ее будет выдавать Минпромторг.
Поправки приняты по инициативе правительства. В пояснительной записке к законопроекту № 788449-7 оно указало, что это поможет вовремя чинить технику и не допускать к работе недобросовестных исполнителей. Рационализация сервисного обслуживания позволит бороться с тем, что из нескольких неисправных единиц техники собирают в одну рабочую, говорил источник «Ведомостей» в Минообороны. Теперь требование о пополнении «технических аптечек» можно будет включать в контракты на поставку вооружений, объяснял он.