Очень медленно, но человечество все-таки осваивает космос и летает туда все чаще. Несколько компаний, вроде Virgin Galactic Ричарда Брэнсона или Blue Origin Джеффри Безоса, успешно завершили первые полеты с туристами. И хотя это дорого, «космическими» технологиями каждый день сталкивается каждый: например, со спутниковой системой навигации GPS или ГЛОНАСС.
Правовые вопросы взаимодействия человека и космоса формируют отдельную отрасль права — космическое право. Специалистов в этой сфере немного, но с развитием технологий потребность в них будет только возрастать.
Помимо знаний в технических аспектах космической деятельности, от таких юристов требуют уметь составлять договоры, ориентироваться в трудовом, административном и налоговом праве, понимать тонкости разрешения споров в государственных судах и международных арбитражах. Полезным окажется и знание иностранных языков, потому что без международного взаимодействия космические проекты не обходятся.
Где учиться: в России есть небольшие программы по космическому праву, их предлагает Роскосмос в сотрудничестве с РУДН. А в МГИМО и Самарском национальном исследовательском университете спецкурсы по космическому праву являются частью других магистерских программ.
Юристы в области авиационного права могут представлять интересы лиц, пострадавших во время коммерческих авиаперевозок. Но это не всё: многие из них работают с авиакомпаниями или авиапроизводителями, а не их клиентами. А это в основном международные споры, контрактная работа, сопровождение перевозки грузов и многое другое. Такие юристы должны хорошо знать иностранные языки и международные конвенции.
Среди потенциальных клиентов таких юристов — авиакомпании, авиастроительные корпорации, чартерные перевозчики, аэропорты и пассажиры.
Где учиться: несмотря на относительную распространенность и востребованность этой специальности, в российских вузах почти нет соответствующих образовательных программ. Лишь МГИМО предлагает узкоспециализированную магистерскую программу «Правовое регулирование рынка авиационной техники» по целевому набору. В Америке воздушному и космическому праву могут научить в юридическом университете Миссисипи, а в Нидерландах — в Leiden University.
Для решения спортивных вопросов существуют специальные суды, вроде Спортивного арбитражного суда (CAS) в Лозанне. Неудивительно, что существуют и юристы, специализирующиеся исключительно на спортивном праве.
В зависимости от того, с каким видом спорта работает юрист, ему понадобятся разные знания, но практически всегда ему нужно разбираться в трудовом и налоговом праве, специфике разрешения споров в спорте и антидопинговым регулированием, а также с правом интеллектуальной собственности.
Где учиться: в отличие от большинства других отраслей права в подборке, на спортивного юриста можно выучиться в крупных российских вузах — соответствующие магистерские программы есть в ВШЭ, МГУ, МГЮА и нескольких других вузах. Отучившись, можно быть почти уверенным, что работа по специальности найдется, хотя на «хедхантере» спортивных юристов почти не ищут.
Юристом по защите прав животных или их владельцев никого не удивить. Но существуют юристы, практика которых строится вокруг одного-единственного животного — лошади.
Конное право — очень нишевая отрасль, которая в основном развита в странах с богатыми традициями коневодства, скачек и спортивных игр с использованием лошадей, вроде поло. Юристам, которые решат заниматься таким правом, нужно хорошо знать законы о животных и разбираться в спортивном праве. Специальные знания о лошадях также будут полезны.
Юрист, специализирующийся на конном праве, может заниматься договорами передачи, купли-продажи, налогообложения и иммиграции, а также представлять интересы конных ассоциаций, фермеров или любителей. Конные юристы могут работать с делами о правах животных, международными нормами и ветеринарией.
Где учиться: нам не удалось найти ни одной программы ни в зарубежных, ни в отечественных вузах. В России спрос на таких юристов не очень высокий, хотя нам удалось даже найти юридическую фирму, которая специализируется только на конном праве.
Fashion-индустрии тоже нужны свои специальные юристы, которые будут заниматься интеллектуальной собственностью, работой с контрактами и трудовым правом, а также с дистрибьюторскими соглашениями.
Крупные компании и бренды имеют собственные юридические отделы, но иногда и им нужна помощь специалистов из юридических фирм. Например, в компетенцию консультантов могут входить разбирательства о продаже в интернете поддельной продукции, перерегистрации торговых марок, а также сопровождение рекламных проектов.
Где учиться: в России отучиться на юриста по модному праву нельзя, но различные программы есть в крупных зарубежных вузах. Например, степень по Fashion Law можно получить в американском Fordham University School of Law или в римском Luiss Guido Carli.
Еда проходит большой путь от производства до наших столов, и этот путь полон юридических ограничений, запретов и других трудностей. А значит, есть и юристы, которые сопровождают этот процесс.
Такому юристу нужно знать все регламенты по производству пищевой промышленности, заниматься договорной работой и сопровождать международные сделки, если компания работает на экспорт.
Где учиться: соответствующего образования в России нет — в этой нишевой специальности придется разбираться самостоятельно. Либо рассмотреть варианты обучения в зарубежных вузах. Например, программа по пищевому праву есть в Мичиганском юридическом колледже. В вузе обещают, что знания, полученные в ходе обучения, можно применить не только в США.
Когда-то религиозные законы были по важности сравнимы со светскими, но времена поменялись. Теперь религиозные организации должны подчиняться законам своего государства, а где закон — там есть и юристы.
Специалисты в области религиозного права могут устроиться в различные религиозные организации или стать адвокатом и помогать людям, которые столкнулись с притеснениями на религиозной почве.
Где учиться: в Высшей школе экономики уже несколько лет есть магистерская программа «Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Акцент в образовании делается на международно-правовой защите религиозных прав и свобод, особенностях государственно-конфессиональных отношений и локальном нормотворчестве религиозных организаций.