Сейчас в интернете можно научиться чему угодно. Есть курсы от ведущих университетов России и мира (например, их предлагает Гарвард и ВШЭ), есть онлайн-марафоны от блогеров и звезд. Телеведущая Виктория Боня проводит курсы по гимнастике для лица и макияжу, а музыкальный продюсер Яна Рудковская продает «марафоны трансформации и развития личности для сильных и успешных женщин». Пользователей интернета учат «зарабатывать и думать так, как это делают миллионеры, правильно загадывать и визуализировать желания, встраиваться в энергетические потоки».
Из-за такой высокой конкуренции блогеры стараются быть актуальными и отвечать на запросы аудитории. Но иногда заходят слишком далеко. Например, создательница «Марафона желаний» Елена Блиновская 24 февраля (в день начала российской специальной операции на территории Украины) предложила своей аудитории новый «Марафон дружбы» за 15 000 руб., пишет TexTerra. Она решила помочь своим подписчикам «развязать узел судьбы» и правильно загадать желание, которое остановит развитие ситуации. Реакция на такой курс оказалась неоднозначной: одни благодарили Блиновскую, а другие обвиняли в желании нажиться на происходящем в соседней стране. Впрочем, негативные отзывы не помешали Блиновской развивать свой инфобизнес дальше: в конце апреля она запустила семидневный полумарафон «Дерзость быть собой».
Несмотря на порой сомнительное содержание, учиться на онлайн-курсах блогеров недешево. Например, телеведущая Регина Тодоренко продает свой курс «Люби, делай, мечтай» как минимум за 8580 руб. Причем цена курса не всегда соответствует качеству. Это доказывают жалобы покупателей. Одна из учениц блогера и визажистки Гоар Аветисян направила жалобу в Роспотребнадзор. Девушка купила курс по макияжу «Бьюти-спец 2.0» за 69 900 руб., ей дали доступ в личный кабинет, но уроки в профиле так и не появились. Старт обучения постоянно переносили на новые даты, точный день начала курса так и не установили. Поэтому клиентка направила досудебную претензию и написала жалобу в Роспотребнадзор, передает Lenta.ru.
Этот случай не единичный. В народе людей, которые продают информационные продукты без практической ценности, называют инфоцыганами. Их часто обвиняют в мошенничестве. Мы решили разобраться, на что обращать внимание при заключении договора и можно ли вернуть деньги, заплаченные за бесполезный тренинг.
Покупка онлайн-курса: юридические аспекты
Обычно, чтобы купить онлайн-курс, нужно заключить договор оферты, рассказывает старший юрист юрфирмы Татьяна Стецура. Иногда речь может идти о пользовательском соглашении, которое направляют клиенту по его запросу. В любом случае это договор, с которым потенциальный ученик может только согласиться. Вносить изменения в него нельзя. Как только покупатель оплачивает курс, договор считается заключенным ( п. 3 ст. 438 ГК).
Содержание оферты зависит от специфики курса. Но в любом случае автор должен указать перечень и объем услуг, которые он оказывает: например, график занятий. Еще в оферте должен быть указан механизм возврата оплаты и особенности расторжения договора в одностороннем порядке. Стецура отмечает, что такие оферты нацелены на максимальную защиту автора онлайн-курса.
Адвокат Владислав Жук поясняет, что курс можно купить в соцсетях, например у блогера. Тогда подтверждением заключения договора станет переписка ( ч. 2 ст. 434 ГК). Иногда для регистрации достаточно войти в чат и отправить кодовое слово.
Как вернуть деньги
Часто онлайн-курс, который проводит звезда или известный блогер, не несет в себе ценности: информация собрана из открытых источников, уроки не соответствуют общей теме или лектор рассказывает очевидные вещи. В таких случаях ученик вправе потребовать деньги назад.
С точки зрения законодательства, онлайн-курс — это услуга, оказанная в дистанционной форме. В теории от него можно отказаться в любое время, согласно ст. 32 закона «О защите прав потребителей» («Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)»). В течение десяти дней организатор курса должен вернуть ученику деньги, а если сроки нарушены, то можно добавить еще и неустойку в размере 3% от суммы долга за каждый день просрочки. Если дело дойдет до суда, ученик вправе потребовать еще и потребительский штраф. Но придется возместить расходы преподавателю: например, на услуги видеооператора, который помогал записывать курс.
Но на практике инфобизнесмены научились обходить эти нормы, поэтому вернуть деньги по ст. 32 закона «О защите прав потребителей» получается далеко не всегда. Часто в договоре о покупке онлайн-курса сказано, что услуги считаются оказанными с момента предоставления доступа к обучающим материалам, отмечает адвокат юридической компании Дмитрий Бирюлин.
Пункт договора, что услуги считаются оказанными с момента предоставления доступа к обучающим материалам, помог блогеру Петру Голикову* выиграть дело против подписчика Романа Крылова*. Крылов купил у Голикова курс «Корпоративный блогер», но после покупки обнаружил, что материалы онлайн-обучения не соответствуют обещанному и содержат нецензурную лексику. Крылов подал иск к Голикову и потребовал вернуть ему уплаченные по договору 130 000 руб. и заплатить потребительский штраф (50% от взысканной суммы). Суд отклонил доводы Крылова и указал, что ответчик исполнил свою обязанность и предоставил доступ, а отказ от договора заявлен после фактического оказания услуги (дело № 88-15388/2021).
Таким образом, если вы поняли, что курс вам не нравится уже после оплаты и получения доступа (например, вам скинули видеоуроки или методичку), воспользоваться ст. 32 закона «О защите прав потребителей» не получится.
Все гораздо сложнее, если в результате обучения жизненный запал так и не нашелся, потенциал не раскрылся, «финансовый потолок» не пробился, а «ресурсное состояние» не вернулось. Потом будет непросто доказать, что нет ощущения вечной пульсации Вселенной, а работа с родовыми программами не принесла результата.
Если решили вернуть деньги за курс, который уже начали проходить, то можно опираться на ч. 1 ст. 29 закона «О защите прав потребителей» («Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)»). В таком случае можно требовать устранить недостатки или уменьшить стоимость курса. А если речь идет о существенных недостатках, то можно отказаться от обучения и попросить вернуть деньги.
Но при отказе от онлайн-курса нельзя сказать, что он просто не понравился, поясняет руководитель GR-практики BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. Нужно объяснить, почему курс некачественный. Например, реальные объем или содержание программы не соответствуют заявленным, не было обещанной обратной связи или изменили график проведения занятий. Стецура советует еще до оплаты запросить у автора курса документы, где будут зафиксированы программа обучения, уровень преподавателя, график занятий, количество консультаций.
Ответственность коучей
Впрочем, инфомошенники часто не боятся гражданских исков: они могут снять деньги со счетов, а на предприятие повесить все долги, обанкротить и ликвидировать. Заявление о преступлении работает лучше: почти все с радостью возвращают деньги пострадавшим, как только появляется риск уголовного преследования, говорит руководитель «Центра информационной безопасности» Жан Ботанов.
Лесняк отмечает, что коуча можно обвинить в мошенничестве (ст. 159 УК), если он получил от учеников деньги, но доступ к курсу не предоставил. Еще один вариант — был заявлен известный спикер, но договоренностей с ним на самом деле не было.
Если курс оказался некачественным, его программа не соответствовала заявленной, но вернуть деньги за обучение не получилось, можно пожаловаться в госорганы за предоставление недостоверной информации в рамках рекламы (п. 1 ст. 14.3 КоАП). Норма предусматривает штрафы до 2500 руб. для граждан, до 20 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для компаний.
Исполнителя накажут, если он обучает без лицензии, хотя его курс подпадает под признаки образовательной программы и отвечает критериям образовательной деятельности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Лицензия необходима, если есть нанятые преподаватели, программа обучения, выдаются дипломы или сертификаты. За ее отсутствие граждан оштрафуют на сумму до 2500 руб., должностных лиц до 5000 руб., юрлиц — до 50 000 руб.
Как выбрать онлайн-курс
Чтобы выбрать действительно полезный тренинг, нужно внимательно читать оферту и отзывы пользователей, советует Стецура. А руководитель практики коммерческого права Дарья Шкиттина рекомендует обращать внимание на автора. У него должно быть профильное образование, аккредитация или лицензия.
Коуч не может гарантировать результат. Если речь идет о психологических тренингах, то автор курса должен работать только со здоровыми людьми. «Онлайн-курс не может предлагать работу с острыми состояниями, обострениями, травмами, а также лечение чего бы то ни было», — добавляет Шкиттина.
Клиент сам должен понимать, что волшебных таблеток в сфере личностного роста не бывает.
Законодательное регулирование
В последнее время в обществе часто обсуждается тема бесполезных тренингов. Миллиардер и президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг заявил о необходимости контролировать бизнес-тренинги и тренинги личностного роста. «Я бы к тренингам относился более критично. Такую деятельность, наверное, нужно более четко контролировать. Разумный контроль государства должен быть, порой это приводит к трагичным последствиям», — цитируют Вексельберга РИА «Новости».
В феврале 2022 года в Госдуме начали обсуждать проблему. Инфобизнесменов планируют вносить в реестр и наказывать за некачественные услуги. Для борьбы с так называемыми инфоцыганами законодатели решили создать рабочую группу. Она изучит возможность изменения нормативной базы для привлечения к ответственности недобросовестных тренеров. В числе предложений — сертификация услуг онлайн-коучей, новый реестр, обязательный пункт в договорах о возврате средств, если услуга не оказана.
Юристы к такому регулированию относятся неоднозначно. Например, Рамзенкова положительно оценивает изменение законодательства и дополнительные правовые механизмы защиты прав граждан. Стецура с настороженностью относится к таким инициативам.
Общество должно повзрослеть самостоятельно до уровня распознания недобросовестных коучей и инфомошенников.
Она отмечает, что действующее законодательство имеет достаточно регуляторных механизмов, важен и успех судебных юристов в спорах по защите прав потребителей. Создание реестра коучей или обязательное лицензирование не станет панацеей, защищающей граждан, соглашается Бирюлин.