К 8 марта 2022 года Россия превзошла Иран и Северную Корею по количеству наложенных на нее санкций, сообщает Bloomberg. Общее число различных ограничений приближается к отметке в 6000. Для сравнения против Ирана на сегодня ввели менее 4000 подобных мер. Управляющий партнер юридической фирмы Александр Некторов объясняет, что самые болезненные для РФ те санкции, которые бьют по кровеносной системе любой экономики — финансам и транспорту. С коллегой соглашается и Марат Самарский, старший юрист практики «Санкции и право экстренной ситуации» юридической фирмы : «Все из-за комплаенс и риск-политики большинства зарубежных финансовых организаций. Из-за выстроенного там контроля они просто не в состоянии одновременно обрабатывать новые и новые массивы регулирования и реагировать на текущие вопросы». Потому даже не подпавшие под санкции компании и сектора могут испытывать проблемы с расчетами на международном уровне, подчеркивает эксперт.
Финансовые санкции*
Транспортные санкции*
Американские власти рекомендовали не пускать в свои морские порты все суда под российским флагом. А Великобритания и вовсе категорично запретила это делать всем судам, чьи собственники или арендаторы хоть как-то связаны с РФ. Исключение сделали для случаев, когда вхождение в порт обусловлено крайней необходимостью. Правила предусматривают уголовную ответственность за нарушение таких мер.
Команда юридической фирмы , которая специализируется в морском праве, ежедневно отслеживает взаимные санкции в области торгового мореплавания. Юристы подтверждают, что многие иностранные государства уже закрыли все свои порты для входа российских судов. В частности, это США, Канада, страны Европейского Союза, Великобритания. Ливия также не пускает российские суда в свои порты, объясняя это военными учениями. Российские порты таких мер пока не объявляли, но многие иностранные судовладельцы сами отказываются направлять свои суда в российские порты, обращает внимание управляющий партнер Navicus Константин Краснокутский.
Великобритания распространила ограничения не только на суда под российским флагом, но и на те суда, которые контролируются российскими судовладельцами, хотя и ходят под иностранными флагами. То есть, даже если российская судоходная компания поменяет флаг с российского на «удобный» флаг в офшорной юрисдикции, санкции всё равно будут распространятся на такие суда.
Сразу несколько десятков стран закрыли небо для любых самолетов из России. А крупнейшие авиастроительные компании Airbus и Boeing перестали поддерживать российские авиакомпании и поставлять им запчасти. Лизинговая фирма AerCap отзывает суда, которые находятся в аренде у фирм из РФ. Юрист ильфа Secretan Troyanov Schaer SA Николай Бобринский считает самой суровой мерой как раз запрет на предоставление воздушных судов в лизинг российским лицам и принудительное прекращение действующих договоров лизинга к 28 марта 2022 года. Такую меру ввели Евросоюз и Великобритания. Эксперт объясняет, что отечественным авиакомпаниям придется возвращать иностранным компаниям арендованные у них самолеты. Иначе их изымут в принудительном порядке.
Крупнейшие международные грузоперевозчики UPS и FedEx тоже приостановили работу в России. Как следует из публикаций в разных источниках, контейнерные компании из Дании, Швейцарии и Франции остановили прием заказов на перевозку грузов в Россию, констатирует советник Navicus Мария Ерохова. А французская Maersk решила, что новые заказы на «морские, воздушные и межконтинентальные железнодорожные перевозки в РФ и оттуда будут временно приостановлены, за исключением продуктов питания, медицинских и гуманитарных грузов». Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) с 1 марта вводит временную остановку всех заказов грузов в России.
Сложившаяся ситуация катастрофична для торгового мореплавания, перевозок и страхования, утверждает Краснокутский: "Подобная изоляция России была в 1920 году и привела к голоду".
Последствия для бизнеса и культура отмены
Из-за цепной реакции проблемы в финансовой системе и сфере грузоперевозок перекладываются абсолютно на все отрасли бизнеса, констатирует Некторов. Сложнее всего приходится тем компаниям, деятельность которых интегрирована в мировую экономику, добавляет партнер, руководитель международной и санкционных практик коллегии адвокатов Андрей Рябинин: «Сейчас рушатся сложившиеся хозяйственные связи, оформленные всевозможными внешнеторговыми контрактами». Эти организации вынуждены сейчас в срочном порядке искать замену иностранным поставщикам, покупателям и источникам финансирования.
Международные логистические цепочки окажутся разорванными из-за закрытого воздушного пространства, а нагрузка на наземный транспорт вырастет, предупреждает старший юрист Ангелина Балакина: «В таких условиях российскому бизнесу придется выстаивать новые логистические цепочки, в том числе через нейтральные страны вроде Турции».
Негативные эффекты, очевидно, будут нарастать по всей экономике, так как из-за значительной девальвации рубля и многочисленных ограничений многие экономические отношения придется в авральном режиме перестраивать на внутренние ресурсы и страны, не входящие в список недружественных.
Сложившаяся сегодня ситуация усугубляется международным бойкотом всего, что связано с Россией, обращает внимание Некторов: «Иностранные компании отказываются нам продавать IT-решения и компьютерную технику, банки не хотят работать с русскими клиентами и переводить платежи в нашу страну». Список международных компаний, которые добровольно уходят из РФ, закрывая тут предприятия, растет с каждым днем. Именно этот массовый исход зарубежного бизнеса сильнее всего бьет по отечественной экономике, говорит Балакина: «Все чаще стали поступать запросы на ликвидацию и банкротство компаний с иностранным участием в России, вывод активов за рубеж». Один из партнеров крупного рульфа на условиях анонимности признается, что российский бизнес становится тотально токсичным: «Западные деловые партнеры не могут быть уверены, что вполне легальная сделка сейчас не подпадет под запрет завтра, и будут избегать их, если российского делового партнера может заменить компания из другой юрисдикции».
Сейчас мы живем «на остатках». Думаю, спустя несколько месяцев мы столкнемся с огромным дефицитом буквально по всем направлениям потребления и бизнеса.
Чтобы продолжать участвовать в международной торговле, российским фирмам придется выстраивать сложные цепочки поставок, констатирует Балакина: «С такими же сложностями столкнутся компании из санкционного списка, которые будут вынуждены искать пути продолжать свою работу в обход действующих запретов и ограничений, в том числе с использованием своих дочерних организаций, находящихся не под санкциями». Все тот же партнер крупного рульфа анонимно предлагает обратить внимание на опыт компаний из Ирана и Венесуэлы, которые в свое время тоже подпали под жесткие ограничительные меры: «В этих странах для экспортной торговли популярны посреднические схемы, когда санкционные товары продаются в третью страну, где подвергаются минимальной технологической переработке и дальше поставляются в другие страны».
Изменить уже существующие договоренности со ссылкой на чрезвычайные обстоятельства даже в отношениях с партнерами внутри страны тоже будет непросто. Довольно много разговоров о форс-мажоре, но нужно понимать, что по действующей ст. 401 ГК «отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров» обстоятельством непреодолимой силы не является, поясняет партнер Олеся Петроль.
Чем ответила Россия
ЦБ ввел ограничение для валютных переводов российских граждан в пользу членов их семей: оно составило $5000 в месяц. При покупке валюты на бирже в интересах физлиц брокеры будут взимать комиссию не ниже 30%, чтобы уровнять условия с банковскими. А продавать наличную валюту гражданам с 9 марта по 9 сентября 2022 года вовсе запрещено.
Правительство утвердило список недружественных стран: туда вошли все те государства, которые ввели или поддержали санкции против России. Согласно указу Владимира Путина «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», российские власти, а также отечественные компании-должники могут рассчитываться в рублях с кредиторами из этих юрисдикций или находящимися под их контролем. При этом используется курс валюты, в которой зафиксированы обязательства, на день уплаты.
Власти РФ заявили, что готовы национализировать российские активы ряда зарубежных компаний. «Временная администрация — торги — новый собственник» — такой сценарий ждет организации с иностранным участием, которые уходят с российского рынка. Это должно предотвратить, по сути, их предумышленное банкротство и потерю большого числа рабочих мест, уверены чиновники.
Учитывая подобную ситуацию, отечественные производители и предприниматели получают свой шанс заместить выбывшие товарные позиции из-за отсутствия конкуренции со стороны мировых гигантов, уверена управляющий партнер юридической фирмы Татьяна Каменская. По ее мнению, прекращающие или приостанавливающие свою деятельность на территории России иностранные производители открывают для отечественных предпринимателей возможность занять пустующие, пусть и временно, ниши на тех или иных товарных рынках.
Можно ли спастись от санкций
Как таковой защиты нет, сразу предупреждает руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин: «Санкции — это публично-правовой инструмент принудительного воздействия, потому простор защиты прав и законных интересов сильно ограничен».
По общему правилу есть два основных механизма, благодаря которым можно избавиться от ограничений, — общий и частный. Первый зависит от российских властей, подчеркивает эксперт: «Санкции не вводятся просто так, а всегда в ответ на действия и политику, которые западные государства осуждают и хотят изменить. Если исчезнут причины и предпосылки, изложенные в нормативных актах, санкции могут снять».
А второй путь, в свою очередь, делится еще на два подвида — административный и судебный. Через административный пересмотр можно исключиться из санкционного списка, если попал туда по ошибке, при несоответствии фактических обстоятельств критериям из соответствующих нормативных актов, а также при коренном изменений обстоятельств, объясняет Гландин. Два года назад подобного успеха добилась «Национальная Нефтяная Компания» Эдуарда Худайнатова, так как перестала заниматься поставками в Северную Корею.
Судебный порядок тоже не закрыт для россиян и компаний. Но все восемь российских компаний и банков, кто пытался снять секторальные санкции в Суде ЕС, проиграли 13 сентября 2018 года. Из них ВТБ, ВЭБ.РФ и «Роснефть» пошли в апелляцию, но безуспешно, констатирует Гландин.
Из физических лиц самым известным является дело Олега Дерипаски в федеральном суде округа Колумбия. Бизнесмен в ходе того разбирательства упирал на неотносимость, недопустимость и недостоверность материалов административного досье, на основании которых против него как раз ввели санкции.
Но том процессе суд повторил: чтобы выиграть дело против административного ответчика, нужно привлечь себе на помощь гарантии 4, 5 и 14 поправок к Конституции США, которые доступны лишь гражданам и иностранцам, установившим крепкую связь с местной юрисдикцией, к чьему числу Дерипаска не относится.
* Использована информация из санкционных обзоров адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners, а также Российского экспортного центра.