Первый указ о запрете производства и продажи всех видов алкоголя издал император Николай II в 1914 году. Он считал, что пьянство — порок, разъединяющий русских крестьян, поэтому с ним нужно бороться.
Указ Николая II принес результаты: в России сократилось количество арестованных пьяных людей и число самоубийств из-за алкоголя. Но были и негативные последствия. Трудности, связанные с добычей спиртных напитков, привели к резкому скачку наркомании, доступными стали тяжелые наркотики, в том числе морфий и кокаин.
Первые послабления в отношении алкоголя произошли в начале 1920 года, а уже в 1925-м после прихода советской власти издали постановление о возобновлении производства спиртных напитков и торговли ими. Новые правила действовали недолго, правительство СССР вступило в активное противостояние алкоголю.
Антиалкогольные кампании в СССР
Антиалкогольные кампании в Советском Союзе проводились четыре раза.
В Москве «энтузиасты противоалкогольной борьбы» создали Общество по борьбе с алкоголизмом. Потом такие организации появились еще в 103 городах. Они организовывали демонстрации трудящихся против пьянства и алкоголизма, а также детские демонстрации. Колонны детей на митингах скандировали лозунги «Вылить всю водку!», «Требуем трезвых родителей!», «Папа, не ходи в монопольку, неси деньги в семью!» (монополька — винная лавка. — Прим. ред.) и даже «Расстреливать пьяниц!».
Во второй половине 1928 года городские и районные исполкомы начали принимать постановления по вопросам алкоголизма. Например, в Ленинграде решением Ленсовета от 5 августа 1928 года запретили торговлю спиртными напитками по праздникам. Со второй половины 1928-го прекращается торговля водкой в рабочей кооперации. Моссовет принимает решение о сокращении объемов продажи водки.
29 января 1929 года СНК РСФСР издал декрет «О мерах по ограничению торговли спиртными напитками». Запретили открывать новые торговые точки по продаже водки в промышленных городах и рабочих поселках, торговлю водкой в праздничные и предпраздничные дни, дни отдыха и накануне их, а в районах расположения предприятий — и в дни зарплаты. Запретили продавать водку в буфетах клубов, государственных и общественных организаций, в театрах, кинотеатрах, общежитиях, банях, садах, парках, местах гуляний, столовых, закусочных. Полностью запретили алкогольную рекламу в печати и в общественных местах.
28 апреля 1929 года СНК РСФСР принял декрет «О мерах по борьбе с самогоноварением и шинкарством» (шинкарство — незаконная торговля спиртными напитками. — Прим. ред.).
Было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Документ запрещал продажу водки везде, кроме ресторанов. Напиток был под запретом в заведениях на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях, рядом с промышленными предприятиями, учебными заведениями, детскими учреждениями, больницами, санаториями, в местах массовых гуляний и отдыха.
Такие ограничения стимулировали самогоноварение, с которым тоже начали бороться. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев считал, что из-за самогона растет пьянство, нарушен платежный баланс, а производительность труда не догоняет американскую. Поэтому за самогоноварение установили уголовную ответственность — до трех лет лишения свободы с конфискацией имущества.
МВД и суды пытались защитить население. В секретных записках правительству они писали, что 95% самогона люди производят для своих нужд и из продуктов личного хозяйства — свеклы, ржи, картофеля. Так что нет ни незаконного предпринимательства, ни хищения госсобственности. Несмотря на это, за самогоноварение посадили 52 000 человек, большая часть заключенных — женщины.
Было принято постановление ЦК КПСС и Советского правительства «О мерах по усилению борьбы с пьянством». Всего было 110 мер, в их числе:
- сокращение производства крепких спиртных напитков и расширение производства виноградных вин и пива;
- повышение цены на спиртное;
- прекращение производства водки крепостью 50 и 56 градусов;
- ограничение времени торговли алкогольными напитками крепостью 30 градусов и выше с 11:00 до 19:00;
- создание лечебно-трудовых профилакториев;
- удаление из фильмов сцен с употреблением спиртных напитков.
Эту кампанию инициировал Михаил Горбачев, она стала самой известной, ее лозунг: «Трезвость — норма жизни». 7 мая 1985 года вышло постановление № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения» от Совета министров. Были установлены ограничения в сфере производства и реализации алкогольных напитков, оказывалось не только административное, но и психологическое давление на людей (через СМИ и культуру).
Из фильмов вырезали сцены застолья и приветствовались безалкогольные свадьбы, алкоголь продавали с 14:00 до 19:00 в специальных магазинах, повысили штрафы за появление в нетрезвом виде, по всей стране организовались общества трезвости и здорового образа жизни.
Итоги кампании оказались противоречивыми. В СССР выросла спекуляция: в ней обвиняли каждого десятого работника сферы торговли. К ответственности за нарушение продажи спиртного привлекли 60 000 человек. Одновременно увеличился спрос на сахар, одеколон и спиртосодержащие товары. Около магазинов повсеместно случались драки и большие очереди.
Многие люди перешли на самогон, стали употреблять наркотики. Употребление самогона и других одурманивающих веществ привело к отравлению 40 000 человек, из которых 11 000 погибли. Число больных наркоманией выросло в два раза с 1985 по 1987 год.
Кампания нанесла большой ущерб винодельческой отрасли: только в Молдавской ССР было уничтожено 80 000 га виноградных участков. Государственная казна недополучила 19 млрд руб. из торговой сферы и почти 7 млрд руб. из-за потерь в производстве вина.
Антиалкогольные кампании СССР не были успешными. Они приносили кратковременный положительный результат, после которого наступали негативные последствия. Среди самых серьезных — общественное недовольство, вред для советской экономики, увеличение числа наркозависимых и количества преступлений, связанных с самогоноварением.
Сухой закон в советской культуре и СМИ
В борьбе с пьянством советское правительство работало по всем фронтам. Появлялись фильмы, журналы, агитационные плакаты и даже почтовые марки с призывом отказаться от употребления алкоголя.
В 1928 году вышел первый номер газеты «Трезвость и культура». В нем опубликовали постановление Совета народных комиссаров РСФСР о мерах ограничения продажи спиртных напитков, а также обращение от редакции: «Редакция обращается с просьбой ко всем обществам борьбы с алкоголизмом на местах и ячейкам на предприятиях выделять корреспондентские группы. На эти группы должна быть возложена работа по сообщению в журнал «Трезвость и культура» сведений о работе местных обществ и ячеек, о распространенности алкоголизма в вашем районе, последствиях алкоголизма, мерах борьбы».
Еще стали выпускать агитационные плакаты. А в 1930 году опубликовали хрестоматию «Алкоголизм в художественной литературе». Ее составили из произведений классиков: Крылова, Некрасова, Чехова, Толстого, Мопассана, Маяковского.
Под влиянием антиалкогольной компании в 1961 году на экраны вышли фильмы Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». В 1975 году Георгий Данелия снял фильм «Афоня» с главным героем сантехником-алкоголиком, который решает исправиться.
Лозунг «Трезвость — норма жизни» кампании 1985 года печатали на почтовых марках. О необходимости отказаться от алкоголя писала газета «Правда»: «Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения».
При подготовке статьи использовались материалы:
1. Статья «Государственная политика как фактор алкоголизации населения».
2. Статья «Борьба с самогоном».
3. Приказ Минздрава СССР от 24.08.1972 № 694 «О мерах по дальнейшему усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».
4. Постановление Центрального Комитета КПСС от 07.05.1985 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».
5. Статья «Антиалкогольная кампания в СССР».