В последнее десятилетие отношения России с Западом становятся все напряженнее. В 2012 году США приняли «закон Магнитского» по имени юриста, который заявил о хищении чиновниками и силовиками 5,4 млрд руб. из бюджета РФ и умер в СИЗО. Америка ввела санкции против нескольких десятков должностных лиц, причастных к уголовному делу Магнитского, и создала механизм, позволяющий госсекретарю США без согласования с Конгрессом включать любых зарубежных лиц в санкционный список.
В 2014 году после событий с Крымом санкции распространились не только на причастных, по мнению США и ЕС, чиновников, но и на бизнес в сфере торговли, инвестиций, услуг, финансов. Список рос и пополнялся.
Наконец, с февраля 2022 года Запад применил беспрецедентные по масштабу санкции. Они затрагивают финансовую систему, включая Центробанк и крупнейшие банки, некоторые российские компании и даже целые отрасли экономики. Персональные санкции наложены на крупнейших политиков России, олигархов и членов их семей. В мае 2022 года председатель Государственной думы Вячеслав Володин в телеграм-канале отметил, что с 2014 года против России ввели 10 128 санкций.
Вырос и спрос на санкционный комплаенс и юристов, которые консультируют на эту тему.
Санкционный комплаенс: что это и зачем он нужен
Санкционный комплаенс — это система внутренних норм и правил компании, которая нужна, чтобы снизить риск нарушения санкционных ограничений. Алексей Станкевич, партнер , отмечает, что для некоторых такой комплаенс актуален на протяжении уже почти десяти лет, но для большинства подпавших под санкции этот вопрос встал действительно остро буквально в последние месяцы.
Комплаенс-система позволяет компаниям ориентироваться в быстро меняющемся ландшафте ограничений и учитывать эти сложности применительно к своей бизнес-модели.
По словам Станкевича, инструменты и процессы санкционного комплаенса направлены на то, чтобы:
- предотвратить и выявить нарушения комплаенса;
- расширить возможности взаимодействия с подсанкционными лицами;
- минимизировать риски включения организации в санкционные списки;
- защитить компанию от нарушений, которые могут нанести значительный ущерб репутации и повлечь колоссальные финансовые потери.
Что входит в санкционный комплаенс, можно узнать, в частности, из детального руководства по его основным элементам, которое в 2019 году выпустило OFAC (Управление по контролю над иностранными активами США). К ним относятся, помимо прочего, внедрение системы оценки рисков и внутреннего контроля, тестирование и аудит работы системы в условиях санкций, обучение персонала. «Еще на практике применяется система так называемого быстрого ответа. Она предполагает постоянный мониторинг изменений санкционного регулирования и выработку вариантов оперативной реакции на них», — отмечает Марат Самарский, адвокат, старший юрист практики санкционного права
Без этого организация рискует неправильно выстроить рабочие процессы и столкнуться с невозможностью реализовать свои цели или же со штрафами и блокировками, полагает эксперт.
Санкции и контрсанкции касаются всех, чья деятельность зависит от зарубежных лиц, причем не только из «недружественных» юрисдикций, отмечает Михаил Жужжалов, старший юрист корпоративной практики и сделок M&A
Многие компании, формально не обязанные соблюдать санкции либо попадающие под исключения и разрешения, все равно остаются чувствительны к репутационным рискам, а представители «дружественных» юрисдикций — к вторичным санкциям.
Например, некоторые китайские корпорации, которые экономически тесно связаны с США, заканчивали отношения с Россией. Так, китайские компании Lenovo и Xiaomi уменьшают объемы продаж товаров в России из-за того, что на них давят власти и поставщики США, как пишет РБК со ссылкой на Wall Street Journal. Впрочем, официально сами компании об уходе не заявляли.
Сложности в организации санкционного комплаенса
Виталий Дианов, партнер антимонопольной практики , выделил три проблемы, с которыми сталкиваются юристы:
- Стало критически много санкций, разных в зависимости от вводивших их юрисдикций.
- Иностранные юристы массово прекращают работать в целом с компаниями из России. Если не привлекать иностранных коллег, то сложно консультировать по зарубежным санкциям. Часть вопросов можно решить самим, но далеко не все.
- Для построения санкционного комплаенса нужны базы данных и автоматизация процессов. Лучшие решения, по сути, в руках узкого круга иностранных поставщиков, таких как Dow Jones. Но теперь и они уходят. Смогут ли российские решения полноценно занять их нишу — большой вопрос.
Необходимо учесть не только все санкционные риски, но и попытаться предугадать потенциальные ограничительные меры. Это нужно, чтобы проводимые мероприятия, направленные на снижение санкционного давления на организацию, не оказались напрасными.
Жужжалов выделяет еще несколько трудностей:
- Анализ и решение возникающих ситуаций не сводятся к праву. Простой ответ «Так нельзя», как правило, не устраивает.
- Источники стали многочисленны, увеличилось число запретов и исключений. Но весь этот материал не отличается ясностью. Его части неочевидно соотносятся друг с другом и с действующим законодательством.
Чтобы освоить большой объем информации в сфере санкций, юристу требуется максимальная дисциплинированность, высокий уровень самоорганизации, работа в режиме сверхмногозадачности и быстрота мышления, говорит Станкевич.
Но санкционный комплаенс и не всем нужен, отмечает Олег Колотилов, партнер Чтобы создать его с нуля, потребуется много времени, и это не всегда оправданно.
«В текущих реалиях, на примере нашей фирмы, клиенты скорее нуждаются в оперативном антикризисном и где-то превентивном решении самых острых вопросов о возможности продолжать текущие проекты», — отмечает Колотилов.
В качестве примера он выделяет:
- поставки конкретных товаров в Россию;
- возможность финансовых операций в российских банках;
- продолжение финансирования проектов и, если это невозможно, их реструктуризация.
Как в компаниях работают с санкционными вопросами
У клиентов юридических фирм сейчас гораздо больше санкционных вопросов, чем раньше. В некоторых компаниях для работы с ними создают самостоятельные практики, а где-то — команды юристов из нескольких подразделений.
В санкционная практика как отдельное направление появилась в январе этого года. Это произошло практически одновременно с резким увеличением санкционных ограничений, поскольку многих клиентов стали волновать вопросы и риски этой сфере, говорит Хасанова.
В под конкретный проект формируют рабочую группу, привлекают юристов из разных практик с учетом их специализации, отмечает Станкевич. Так или иначе с вопросами санкций приходилось сталкиваться еще до февраля 2022 года, поэтому направление для компании не новое.
В есть группа специалистов, которая занимается антикризисным решением санкционных задач, и группа иностранных партнеров — юристов, которые так же, как и российские коллеги компании, готовы оказывать услуги 24/7, делится Колотилов.
В , как отмечает партнер практики санкционного права Татьяна Невеева, до февраля 2022 года оказывали услуги по защите бизнеса от санкций в рамках других практик по международным направлениям. Такие риски были прежде всего актуальны именно для трансграничных проектов. В феврале 2022 года санкционную практику в компании выделили в отдельное подразделение и привлекли юристов, которые специализируются исключительно на санкционном праве.
Помимо привычных США, Великобритании и Евросоюза, отдельные санкции стала вводить Польша, активизировались Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония.
Это порождает новые вызовы для юристов, поскольку требует быстрой способности ориентироваться среди санкционных ограничений всех юрисдикций.
Например, в Японии новые санкционные списки вводят не только Министерство экономики и Министерство финансов, но и Министерство иностранных дел, отмечает эксперт. Иногда санкционные листы и базы справочно-правовых систем для проверки контрагентов обновляют с задержкой от нескольких дней до нескольких недель. Поэтому юристам приходится вручную мониторить новые санкционные списки.
Хасанова считает основным трендом то, что в 2022 году санкционный комплаенс стал необходим не только финансовым организациям и международному бизнесу, но и другим крупным компаниям. Многие инхаус-юристы сейчас вынуждены дополнительно брать на себя некоторые функции санкционного комплаенса и приобретать, например, новые навыки проверки контрагентов.
«Ключевые тренды в последнее время — успевать отслеживать ограничения и ориентироваться в новых санкциях, искать, как бороться с негативными последствиями. Прежде всего, это поиск юрисдикций, где можно будет меньше зависеть от санкций», — отмечает Жужжалов.
Станкевич к актуальным трендам санкционного права относит:
- релокацию бизнеса;
- перевод активов;
- изменение корпоративной структуры, взаимоотношений с иностранными контрагентами, запросов частных клиентов.
В целом санкционный комплаенс будет востребован, даже если санкции отменят, в этом эксперты единодушны. Хасанова считает, что инструмент достаточно долговечен: многие санкционные ограничения в отношении российских компаний действуют с 2014 года.
Санкционный комплаенс и ранее был актуален из-за санкционных режимов в отношении Ирана, Венесуэлы, Северной Кореи и других стран.