Действующий закон «О занятости населения» приняли почти 32 года назад, 19 апреля 1991 года. Документ уже устарел, поэтому его предлагают заменить новым, гораздо более подробным. 11 января группа депутатов и сенаторов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным внесла в нижнюю палату парламента новую версию закона «О занятости населения». Главной задачей нового законопроекта разработчики называют «отражение изменившихся реалий рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления».
Основные изменения новой редакции закона призваны усилить защиту прав трудящихся как при поиске работы, так и в случае потери работы, в том числе индивидуальных предпринимателей или самозанятых граждан. Еще одна его цель — противодействие теневой занятости в РФ, объясняет смысл поправок руководитель трудовой практики Balashova Legal Consultants Анастасия Зайцева. Несмотря на сокращение такого числа сотрудников по стране, почти каждый пятый работник занят в неформальном секторе. В некоторых регионах этот показатель и вовсе равен половине всего трудоспособного населения. Это следует из анализа аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата.
Разберем подробнее наиболее интересные и важные положения 156-страничного законопроекта, который профильный комитет Госдумы рекомендовал рассмотреть в первом чтении уже в феврале.
Законопроект впервые закрепляет статус самозанятого с трудовой точки зрения, обращает внимание Зайцева. Под самозанятостью законодатель понимает «деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленную на систематическое получение дохода». Сейчас определен только налоговый режим самозанятого, который позволяет уплачивать налоги по ставке 4–6% в зависимости от того, кто потребитель товаров или услуг.
Вводится и понятие «платформенно занятые». К ним отнесут граждан, которые находят заказчиков с использованием цифровых платформ занятых, например сервисов заказа такси или ресурсов по подбору вакансий для разнорабочих.
Закрепление этих понятий в одной из статей нового закона важно, потому что в той же статье законодатель обещает принять отдельные федеральные законы для регулирования труда самозанятых и платформенно занятых. Еще во время разработки поправок появлялась информация, что для «платформенных» сотрудников установят обязательные нормы работы и отдыха, оплаты, доступа к соцгарантиям, в том числе к пенсионному страхованию и пособиям. Сроки разработки двух новых ФЗ в законопроекте не указаны.
Законопроект подробно описывает порядок признания гражданина безработным. Для этого в первую очередь необходимо его волеизъявление: он должен обратиться в службу занятости с заявлением и приложить резюме. Правда, требования к содержанию обоих документов пока неизвестны — их установят отдельным федеральным законом позднее.
В течение четырех дней после подачи заявления гражданина должны пригласить в орган занятости «для формирования и согласования индивидуального плана, а также для подбора и согласования вариантов подходящей работы». Индивидуальный план поиска работы будет обязательным для соблюдения — если его проигнорировать, пособие платить не будут.
В законе указывается, кого нельзя признать безработным: граждан в возрасте до 16 лет, студентов-очников, пенсионеров по старости и некоторых других.
Если гражданин откажется от двух вариантов подходящей работы, его снимут с учета. При этом дважды одну и ту же работу орган занятости предлагать не вправе. Снятие с учета не происходит в случае, если найти подходящую работу кандидату не удалось за 12 месяцев (для граждан предпенсионного возраста — 18 месяцев). В таком случае кандидату начнут предлагать уже любую работу.
Повторно встать на учет можно будет через три месяца.
Для определения подходящей конкретному человеку работы законодатель предлагает учитывать такие критерии:
✔ Образование и квалификация гражданина.
✔ Его специальность, профессиональные навыки и качества.
✔ Желаемая сфера деятельности или профессия.
✔ Тип занятости.
✔ Подходящая локация рабочего места.
✔ Зарплата, на которую претендует кандидат.
✔ Социальное положение и жизненные обстоятельства заявителя.
Работа, не требующая особой квалификации, временные подработки и общественные работы могут быть назначены впервые ищущим работу и дважды уволенным за нарушение трудовой дисциплины, а также состоящим на учете более 12 месяцев и отказавшимся пройти профессиональное обучение.
Пересмотрен размер пособия, выплачиваемого состоящим на учете безработным.
Действующая редакция закона о занятости отдает правительству полномочия по определению максимального и минимального размера пособия. На 2023 год они установлены в размере 12 792 руб. и 1500 руб. соответственно. Новая редакция закона привязывает размер пособия к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ): максимально — 100%, минимально — 30%. По состоянию на 2023 год, это 16 242 руб. и 4873 руб. соответственно.
Как и прежде, на максимальный размер пособия могут рассчитывать только те, кто недавно лишился работы и чья зарплата была как минимум 21 656 руб., то есть для кого МРОТ составляет 75% от предыдущего заработка. В таком размере будут платить только первые три месяца на учете в качестве безработного. В следующие три месяца сумма снизится до 50% от МРОТ, затем — до 30%.
Законопроект предусматривает, что органы службы занятости могут содействовать безработным гражданам в создании условий, необходимых для начала предпринимательской деятельности. Эти условия, как следует из текста поправок, будут заключаться в единовременной выплате при регистрации в качестве ИП или самозанятым, а также при создании юридического лица. Порядок и условия выплаты и ее размер будут устанавливать региональные власти.
Кроме того, законопроект дает право ИП и самозанятым регистрироваться в службе занятости населения и получать пособие по безработице при утрате заработка, но только при условии, что ИП ликвидировано, а статус самозанятого прекращен.
Еще одной важной мерой поддержки юрист АБ Алексей Чернышенко называет норму, которая позволит человеку брать короткие подработки, пока он состоит на учете как безработный.
Сейчас обязанность по трудоустройству инвалидов касается по общему правилу только работодателей, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, а размер квоты составляет от 2 до 4% от этого числа. «При этом субъект федерации может установить (а может и не установить, как, например, в Москве и Санкт-Петербурге) квоту в пределах 3% для работодателей со среднесписочной численностью от 35 до 100 человек», — отмечает управляющий юрист отдела судебной практики Анна Силинская.
Законопроект понижает планку квотирования и устанавливает на уровне федерального закона обязанность для всех работодателей со среднесписочной численностью работников от 35 человек создавать или выделять рабочие места для инвалидов. Размер квоты при этом должен дифференцироваться субъектом также в пределах от 2 до 4% среднесписочной численности работников, обращает внимание Силинская.
Еще одна новая глава посвящена взаимодействию органов службы занятости с образовательными организациями. Количество бюджетных мест в образовательных организациях предлагается определять с учетом потребностей рынка труда.
В новой редакции прописан запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакансиях, в которой содержатся «сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ» в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии.
Проще говоря, работодателю нельзя распространять вакансии, которые содержат какие-либо дискриминационные признаки. Штраф за это существует уже десять лет (ст. 13.11.1 КоАП), но впервые положение закрепят в законе о занятости.
Законопроект предусматривает создание общедоступного реестра работодателей, которые трудоустраивают работников нелегально. Этот реестр будет формироваться на основе обращений, содержащих информацию о фактах или признаках нелегальной занятости в компаниях, объясняет Зайцева.
Порядок ведения и публикации такого реестра должно определить правительство в подзаконном акте.
Законопроект упрощает процедуру передачи сведений о предстоящем сокращении штата в органы службы занятости. Теперь компания сможет сделать это через единую цифровую платформу. В настоящее время предусмотрена письменная форма подачи такого уведомления, обращает внимание Зайцева.
Законопроект № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации»