В первый день форума гостей ждал приветственный ужин в ресторане в парке имени Горького в Казани. Красная дорожка, освежающее просекко, живая музыка и множество улыбок — так началась юридическая неделя в третьей столице России.
На следующий день по плану была деловая программа. Эксперты и участники собрались в IT-парке им. Башира Рамеева. Это новая современная локация в центре города для развития цифровой индустрии и комфортной работы. На мероприятии прошло семь сессий, а также четыре круглых стола, которые организовал Российский государственный университет правосудия (РГУП). Спикеры и участники обменивались опытом по самым разным правовым вопросам.
Санкционные тренды и риски
О санкционных трендах рассказал Артем Жаворонков, партнер Эксперт отметил, что в последнее время в санкциях США в целом не было нововведений. При этом под ограничения впервые подпали кипрские юристы за оказание услуг российским клиентам. Это было «показательное наказание», обратил внимание Жаворонков. В санкционной политике ЕС сейчас агрессивнее, чем США, считает эксперт. Юрист остановился на свежем одиннадцатом пакете санкций Евросоюза. Он объяснил, что эти ограничения касаются третьих стран. За обход санкций сначала будут оказывать дипломатическое давление, затем введут санкции в отношении лиц и компаний из третьих стран. Потом последует второй раунд дипдавления и заключительный этап — санкции против третьей страны.
Среди глобальных санкционных трендов — поиск и закрытие лазеек для обхода ограничений. Все санкции уже придуманы. Акцент сейчас делают на том, чтобы закрыть лазейки для обхода уже существующих ограничений.
На вторичных санкциях более подробно остановился Сергей Еремин, партнер Их вводят за нарушение уже введенных ограничений. Эксперт объяснил, что вторичные санкции — это реакция на недостижение целей первичных ограничений. Юрист обратил внимание на их обход как на фактор риска для подпадания под вторичные санкции. Еремин подчеркнул, что нарушать и обходить ограничения — это разные вещи. Риски будут в той ситуации, когда, например, компания нарушает экспортные ограничения. Случай обхода же представляет собой несоблюдение санкций, когда лицо под ними, но юрисдикционно не обязано их соблюдать.
Не двигаться вперед из-за вторичных санкций — это неправильно. У каждого свой путь ведения бизнеса под санкциями, но жить под санкциями могут все. Ограничения усложняют нашу жизнь, но не останавливают ее.
Эксперты не обошли стороной и уголовно-правовые санкционные риски. Сергей Гландин, партнер , отметил, что у США 110 договоров о выдаче суду подозреваемых и обвиняемых. Почти каждую неделю в Америке возбуждают уголовные дела из-за обхода или нарушений санкционного режима, поделился статистикой Гландин. Много дел возбуждают в отношении неопределенного круга лиц, отметил юрист. Если компания или физлицо внесли в SDN (список лиц, с которыми резиденты США не могут иметь дел), то для них отключается американская долларовая система — человек или фирма не может проводить или получать платежи в долларах. В противном случае как им, так и связанным с ними лицам может грозить уголовка.
Новая практика по банкротству
О практике по оспариванию сделок в банкротстве говорил Сергей Савосько, партнер, руководитель практики «Банкротство» Сделку могут признать недействительной, если в ней было неравноценное встречное предоставление. Чтобы определить неравноценность, часто на практике применяют подп. 4 п. 2 ст. 40 НК. Исходя из этой нормы сделку могут признать неравноценной, если ее цена отклоняется более чем на 20% от уровня цен на аналогичные товары или услуги. Также появился новый критерий — контекст взаимоотношений должника с контрагентом, отметил Савосько. Например, Верховный суд в деле № А12-42/2019 в определении от 5 мая 2022 года указал, что отклонение стоимости на 22,8% само по себе не говорит о неравноценности без дополнительных доводов. В деле не было аргумента, что для контрагента по сделке очевидно значительно занижена цена товара, обратил внимание эксперт. Савосько считает критерий контекста универсальным: в каждой сделке есть обстоятельства, которые можно считать контекстом. При этом критерий контекста субъективен — он зависит от усмотрения суда.
Тему банкротства продолжил Юрий Махонин, партнер Он рассказал о привлечении к субсидиарке контролирующих должника лиц —иностранцев. Согласно статистике «Федресурса», к субсидиарке в 2022 году привлекли свыше 5100 лиц, и это в десять раз больше, чем в 2016-м, подчеркнул эксперт. Так, сейчас есть тенденция к росту числа исков и доли удовлетворенных заявлений о привлечении к субсидиарке. Среди преимуществ субсидиарки Махонин назвал то, что заявление можно подать на любом этапе процедуры, а иногда даже после ее завершения. Но у этого института есть и недостатки, к которым эксперт отнес сложности с извещением иностранных лиц о разбирательстве в суде.
Виктор Панченко, руководитель практики реструктуризации и банкротства ЮР Проект, обратил внимание на постановление Конституционного суда № 28-П. В двух банкротных делах встал вопрос об уплате налога на прибыль. Нижестоящие инстанции не смогли прийти к единому мнению о том, в какую очередь реестра требований кредиторов включить обязательный сбор. КС решил, что законодатель должен определить, в какой очереди следует уплачивать налог на прибыль. Суд добавил, что взимание налога не должно препятствовать удовлетворению требований кредиторов первой и второй очереди. Пока не примут поправки, обязательство уплатить налог на прибыль будут включать в третью очередь реестра кредиторов, постановил КС.
Панченко отметил, что суд не обосновал реестровый статус задолженности, которая образовалась после возбуждения дела о банкротстве. Также КС не предложил процессуальный механизм включения такого требования в реестр кредиторов, подчеркнул эксперт. С точки зрения юриста, из-за этого акта КС стало хуже положение кредиторов, так как в большинстве случаев на практике суды исходили из того, что налог на прибыль зареестровый.
Как изменились сделки M&A
Об изменениях на рынке сделок M&A рассказал Борис Яценко, управляющий партнер Эксперт поделился статистикой. Средняя стоимость сделок выросла. В 2022-м она составляла $83 млн, а за четыре месяца 2023-го — $105,3 млн. Яценко спрогнозировал, что в будущем стоимость сделок будет снижаться из-за их разукрупнения.
Основной драйвер — сделки, которые связаны с уходом иностранцев из России, и сделки по продажам российскими компаниями иностранных активов в силу того, что сейчас проблематично управлять бизнесом из-за санкций.
Ирина Субочева, руководитель коммерческой и корпоративной практики , отметила, что раньше сделки M&A регулировала ФАС. Сейчас же среди регуляторов также Банк России, правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями и даже президент. Более того, в правкомиссии в марте создали подкомиссию, которая принимает решение, выдаст ли правкомиссия разрешение на сделку. Эксперт рекомендовала подавать заявление не напрямую в правкомиссию, а в профильный орган. Это позволяет сэкономить время, подчеркнула Субочева. Кроме того, правкомиссия при принятии решения об одобрении сделки ориентируется на позицию соответствующего ведомства.
Управленческие стандарты и оборот цифровых валют
Еще одна тема форума — ответственность топ-менеджмента. Дамир Низамов, адвокат, старший партнер отметил: проблема в том, что руководитель компании принимает решение в моменте, а последствия наступают позднее. В ГК есть всего два слова о том, как руководитель должен принимать решения: «разумно» и «добросовестно». Есть еще и разъясняющие эти термины постановления ВС, но суд может давать рекомендации нижестоящим инстанциям, а не управленцам компаний, считает Низамов. В актах ВС также говорится о «стандартной управленческой практике», но эти стандарты нигде не зафиксированы.
Лучше, чтобы управленческие стандарты разработали общероссийские деловые сообщества. Например, «Деловая Россия», РСПП. Сами предприниматели лучше понимают, как им действовать, нежели чиновники.
С точки зрения Низамова, в документ со стандартами управления для предпринимателей стоит включить разделы о заключении сделок, выборе контрагента, делегировании полномочий, действиях при имущественном кризисе.
Тему цифровых валют затронул Рамис Абянов, управляющий партнер Zenitlegal. Доля России на рынке цифровых валют весьма существенна. 15% доли на рынке мирового майнинга, по сути, это российские дата-центры, рассказал Абянов. Сейчас в России нет закона, который регулировал бы оборот цифровых валют, и еще нельзя использовать криптовалюту как средство платежа. Пока за это нет наказаний ни в УК, ни в КоАП, но такой запрет есть, и важно иметь это в виду. Цифровую валюту можно майнить, покупать, продавать, выдавать как заем, объяснил эксперт. Еще ее можно вносить в уставный капитал, отметил Абянов.
Помимо новых санкций и трендов сделок M&A, гости обсудили и другие актуальные правовые вопросы. О них рассказываем во второй части нашего репортажа: «Актуальная практика и местный колорит: чем запомнится Kazan Legal Week – 2023».