25 июля Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который выводит личные фонды из-под надзора Минюста. Теперь их будет регистрировать Федеральная налоговая служба, а информацию о создании, реорганизации или ликвидации личного фонда, об изменениях в учредительных документах будут вносить в ЕГРЮЛ по заявлению нотариуса. «Теперь сроки регистрации личного фонда уменьшатся, а роль нотариуса в рамках процедуры возрастет», — отмечает партнер Игорь Кузнец. Партнер Мария Кукла считает, что поправки упростят как процесс создания фонда, так и его администрирование за счет сокращения объема отчетности.
Трастовый бан
Зарубежные трасты и семейные фонды пользовались популярностью у россиян до 2022 года. Как правило, их открывали на островах Великобритании (Гернси, Джерси и Мэн), в Лихтенштейне, Люксембурге и других странах. Наличие траста исключало применимость наследственных правил в стране проживания наследодателя, например об обязательной доле по закону, и помогали защитить активы от претензий третьих лиц, рассказывает Кузнец.
Но в апреле 2022 года регламент совета Европейского союза № 2022/576 запретил администрировать трасты с российскими учредителями и бенефициарами. А с мая страны ЕС прекратили их регистрировать и запретили европейцам предоставлять трастам любые услуги, обслуживать их и выступать доверительными управляющими, напоминает партнер и руководитель практики Наталья Демина. Ограничений смогли избежать лишь учредители и бенефициары с видом на жительство или гражданством ЕС или Швейцарии. В этом случае траст продолжил работу, уточняет Кузнец.
В итоге у граждан России осталось два варианта. Первый — прекратить траст и распределить все активы между бенефициарами. Второй — отправить доверительного управляющего «в отставку» и передать имущество подходящему преемнику.
Из-за санкций и затруднений в расчетах за рубежом возможность создать траст в недружественных юрисдикциях скоро станет бесполезной. Это приводит к необходимости поиска альтернативных вариантов и институтов — им может стать, например, личный фонд в России.
Вынужденная альтернатива
В России создать аналог зарубежных трастов решили еще в 2021 году. Тогда приняли поправки к Гражданскому кодексу, в который добавили понятие «личный фонд». От траста его отличает способ учреждения. Личный фонд — юрлицо, созданное и существующее в соответствии с законодательством России, со всеми преимуществами и рисками российской юрисдикции. В то время как траст — договорная структура, поясняет Наталья Пацева, управляющий партнер Ст. 123.20-4 ГК определяют фонд как учрежденную на определенный срок либо бессрочно унитарную некоммерческую организацию. Создать его может гражданин, а после его смерти — нотариус по завещанию. Структура управляет переданным ей или унаследованным имуществом в соответствии с утвержденными условиями.
Изначально многие считали новый институт неэффективным и неспособным стать альтернативой зарубежным трастам, вспоминает старший юрист практики семейных и наследственных споров Екатерина Булыгина. Поэтому личные фонды не вызвали большого энтузиазма у состоятельных людей. Но меньше чем через год ситуация изменилась.
По словам Деминой, собственники крупных активов и предприятий давно испытывали потребность в таком механизме. Владельцы первой волны капитала размышляли о преемственности своего дела, а готовых подхватить бизнес наследников не было. Поэтому необходима была структура, чтобы продолжать управление активами, обеспечивая наследникам доход от нее.
Личный фонд — новый инструмент для «упаковки» российских активов в родной юрисдикции.
Цели создания личного фонда могут быть разными. Например, можно учредить отдельное юридическое лицо для пожертвований, где личный фонд выступит автономной структурой. Другой пример: предприниматель решает уйти из управления бизнесом на пенсию либо по состоянию здоровья, передав управление активами в другие руки. Но не всегда этими руками могут стать дети, отмечает Штоян. Причины могут быть разные: возраст, развитие или равнодушие к бизнесу. Тогда на помощь приходят опытные менеджеры, которым учредитель доверит управление, а дети станут выгодоприобретателями фонда.
Учреждение личного фонда полезно для владельцев крупного бизнеса в России, которые хотят обеспечить ему бесперебойное управление вне зависимости от наследственных и семейных обстоятельств, невозможности или нежелании следующих поколений вовлекаться в управление компанией.
Еще личный фонд поможет исключить обращения взыскания на имущество, переданное учредителем, по истечении определенного срока. При этом именно невозможность взыскания активов вызывает наибольший интерес, отмечает Кукла.
По общему правилу учредитель личного фонда несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности его имущества, а личный фонд отвечает своим имуществом по обязательствам своего учредителя в течение трех лет со дня его создания. При этом в исключительных случаях, если кредиторы или учредители организации по уважительным причинам не смогли обратиться с требованиями в течение указанного срока, суд может его продлить, но не более чем на пять лет со дня создания личного фонда (п. 6 ст. 123.20-4 ГК).
Траст тоже позволял защитить имущество от кредиторов, но только в той ситуации, когда такая передача была реальной. Кукла рассказывает, что были прецеденты, когда кредиторы получали активы из траста. В пример эксперт приводит дело банкира Пугачева. В отношении же личного фонда пока сложно предсказать, как будет работать эта норма. Не все учредители оценивают такую перспективу с оптимизмом, отмечает эксперт.
Особенности создания фонда
Личный фонд можно создать как на определенный срок, так и бессрочно. По форме он считается некоммерческой организацией. Для его регистрации потребуется решение о создании, устав, отчет независимого оценщика о вносимом имуществе и разрешение на использование личного имени в наименовании личного фонда. Документы нужно заверить у нотариуса.
Для учреждения есть несколько условий:
- минимальный порог для учреждения личного фонда — 100 млн руб.;
- учредителем фонда может быть только гражданин России;
- внести в фонд можно только российские активы.
Стоимость передаваемого в фонд имущества подтверждается отчетом об оценке, при этом внести его в фонд может только его учредитель, отмечает Штоян. Законодатель не предусмотрел исчерпывающий перечень активов, поэтому имущество может быть любым.
По общему правилу учредителем личного фонда может быть только одно лицо, но ими могут стать и супруги, если передают личному фонду общее имущество, отмечает Демина. Поэтому сначала пара должна определиться, какой режим собственности будет действовать между ними. Они могут заключить брачный договор, если решение об учреждении фонда принял лишь один из супругов, но с передачей имущества, находящегося в их общей собственности. При этом замена учредителя личного фонда не допускается, предупреждает эксперт. По мнению Деминой, в фонд следует вносить только те активы, которые требуют профессионального управления. Но их можно совместить и с классической практикой: брачный договор + сложные завещания.
Выгодоприобретателями фонда могут быть любые участники гражданских отношений, кроме коммерческих юридических лиц. Бенефициаров назначает создатель фонда. Он определяет, какие у них могут быть имущественные права как в период осуществления личным фондом деятельности, так и в случае его ликвидации. Такие права могут позволить получать регулярный доход в виде выплат (регулярные, единовременные), пользоваться имуществом, принадлежащим фонду, перечисляет эксперт. Еще это могут быть иные имущественные блага, например оплата медицинских услуг или обучения. При этом стать выгодоприобретателем может и сам учредитель, но только если предусмотрит это в уставе, отмечает Штоян.
Положения о личном фонде гарантируют бенефициарам права, направленные на контроль управления его имуществом. Он может:
- знакомиться с условиями управления, которые содержат порядок определения и назначения органов личного фонда, с положением о передаче выгодоприобретателю имущества и выплатах личного фонда;
- истребовать информацию о деятельности фонда, если это предусмотрено уставом;
- предъявлять требования о проведении аудита деятельности личного фонда аудитору, которого выберет сам.
Если потенциальный учредитель готов решать вопрос передачи активов будущим преемникам, то законодательство позволяет реализовать эту модель достаточно гибко. Поэтому не стоит откладывать то, на что в будущем может не оказаться времени.
Следует помнить, что право выгодоприобретателя неотчуждаемо, отмечает Штоян. Его нельзя подарить, продать, передать по иным сделкам, невозможно обратить взыскание по долгам самого бенефициара, что позволяет обеспечить и сохранить высокий уровень жизни наследника без риска для самого имущества фонда. Передать права по наследству тоже не получится. Поэтому эксперт советует предусмотреть в условиях управления механизм назначения новых выгодоприобретателей из числа потенциальных наследников, если это необходимо. Такой вариант применим к ситуации, когда личный фонд создается бессрочно либо на продолжительный срок, например на 150 лет.
В июле 2023 года установили новые правила налогообложения для личных фондов, полученных из него доходов физическими лицами и льгот при последующей продаже имущества, полученного от фонда (ФЗ № 389). Доходы, выплаченные при жизни учредителя, освобождаются от налогообложения при соблюдении двух условий: получатель дохода — сам учредитель (или его близкие родственники) и он налоговый резидент России.
Будущее личных фондов
Количество личных фондов постепенно растет. Сейчас зарегистрировано 30 личных фондов, 14 из них — в 2024 году. Демина отмечает, что пока нет информации ни об одном открытом наследственном деле в отношении учредителей, поэтому практики работы такой структуры после ухода из жизни создателя еще не существует. По ее мнению, основная причина отказа собственников бизнеса от личного фонда — отсутствие какой-либо сложившейся практики управления. Еще в России пока нет профессионального сообщества управляющих фондами и трастами, в отличие от зарубежных стран, где подобная культура и инструменты складывались веками, а ответственность строго регламентировалась трастовыми нормами.
Собственник задает себе вопрос: «А кому я могу доверить управление своими активами, как мои наследники будут защищены?» Нужны годы, чтобы сформировать сообщество по управлению личными фондами.
Еще один из зависших вопросов — обязательные наследники при создании фонда. Демина рассказывает, что сейчас неясно, каким образом на практике будут учитываться вопросы необходимости защиты интересов наследников, претендующих на обязательную долю, если все имущество наследодателя передано в личный фонд.
Сейчас несовершеннолетние дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители имеют право на обязательную долю в наследстве вне зависимости от содержания завещания. Но новые нормы о личных фондах позволяют обойти такие требования, поскольку фонд и его имущество не должны попадать в наследственную массу, ведь он отдельное юридическое лицо. Несмотря на это, есть риск, что практика пойдет по пути защиты интересов лиц с обязательной долей в наследстве, считает эксперт. Особенно в отношении детей, оставшихся на попечительстве.
Принятые 25 июля поправки могут сподвигнуть сомневающихся потенциальных учредителей к созданию личного фонда, особенно если вскоре также будут приняты изменения Федерального закона «Об инвестиционных фондах». Он наделит организацию статусом квалифицированного инвестора, что позволит им быть пайщиками закрытых инвестиционных фондов. Это позволит создавать эффективные и диверсифицированные структуры для управления и обеспечения преемственности личных активов, резюмирует эксперт.