28 февраля Госдума приняла в третьем чтении закон, запрещающий российским гражданам и компаниям публиковать рекламу на ресурсах иностранных агентов: на сайтах, в блогах и соцсетях. Закон также запрещает рекламировать в СМИ и интернете ресурсы самих иноагентов.
За публикацию рекламы предусмотрены штрафы.
- Для иноагента: физлица — на сумму до 50 000 руб., юридического лица — до 500 000 руб.
- Для СМИ, разместивших у себя рекламу иноагента, — до 300 000 руб.
При этом, если иноагента дважды за год привлекут к административной ответственности, его могут лишить свободы на срок до двух лет.
Закон вступит в силу через десять дней после подписания президентом и официального опубликования.
На конференции «Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынках» ФАС рассказала о разработке законопроекта, который позволит антимонопольному органу менять предписания, если изменились условия обращения товара и это произошло после вынесения предписания. Существенными будут считаться изменения продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения и формирование цены на продукт. Еще служба сможет пересмотреть свои требования, если ориентиры формирования цены на товар в предписании не соответствуют общим условиям его обращения на рынке.
Исторически при формировании цены в предписаниях ФАС ориентировалась на котировки международных товарных бирж и цены аналитических агентств. В текущих условиях служба постепенно от них отходит, из-за чего возникает необходимость пересмотра выданных ранее предписаний и установления новых принципов, не привязанных к международным показателям.
Законопроект вызывает критику со стороны представителей бизнеса, поскольку усложняет прогнозирование экономического эффекта от сделок по слиянию и поглощению, делится Тангян. По новым правилам служба сможет после закрытия сделки ужесточить условия, на которых она была одобрена. При этом ужесточение может быть настолько существенным, что нивелирует положительный эффект сделки для приобретателя.
Антимонопольная служба подготовила законопроект, который уточняет порядок учета амортизационных отчислений при установлении тарифов на электроэнергию. Документ предлагает направлять средства на модернизацию сетей, только если есть инвестиционный план. В таком случае компании смогут использовать выделенные средства исключительно по назначению: для модернизации электросетевого комплекса, ремонта основных средств и закупки нового оборудования. Тогда как текущая форма расчетов тарифов позволяет недобросовестным участникам использовать амортизационные средства нецелевым образом.
Если закон примут, расходы на модернизацию включат в необходимую валовую выручку при условии, что территориальная сетевая организация предоставила утвержденную инвестпрограмму. А амортизационные отчисления определят согласно классификатору основных средств и первоначальной стоимости имущества.
По мнению ФАС, такая оптимизация позволит поддерживать электросетевые объекты в нужном состоянии, обеспечивая надежность и качество электроснабжения.
По поручению правительства ФАС собирается внедрить систему «эталонного» тарифного регулирования в электросетевом комплексе. Проект документа предлагает ограничить расходы электросетевых компаний на обслуживание оборудования, чтобы снизить нагрузку для потребителей. В ведомстве уточнили, что изменения нужны для устранения тарифного дисбаланса до введения «эталонов».
Документ предусматривает двухлетний переходный период, заканчивающийся 1 июля 2026 года.
ФАС потребовал от «Яндекс Такси» объяснений о ценовой политике и блокировке пассажиров и водителей. У регулятора появились замечания к работе сервиса, в том числе из-за алгоритма ценообразования. Чаще всего пользователи жалуются на высокую стоимость поездок и блокировку в системе. Провести контрольные мероприятия в отношении компании ведомство не может из-за моратория на проверки аккредитованных IT-компаний, который действует до конца 2024 года. При этом ранее ФАС собиралась исключить «Яндекс» из моратория на проверки.
Помимо регулятора, на такси обратили внимание и депутаты Госдумы. Они предложили установить порог максимального роста цен в 20%, поскольку должны существовать разумные ценовые ограничения.
Ключевая проблема в том, что за ценообразование отвечает алгоритм.
ФАС регулярно проводит совещания с представителями IT-компаний (агрегаторами и маркетплейсами), рассказывает Лисиченкова. Но зачастую организации не могут объяснить антимонопольному органу, по каким причинам цена изменилась в определенный день или час. Потребители оценивают лишь рост стоимости, а не работу алгоритма. Отсюда и увеличение числа жалоб на сервисы.
ФАС и Минэнерго установили норматив продаж на срочном рынке — 1% от реализуемых на бирже нефтепродуктов в основной секции. Для бензина он теперь составляет 15%, для дизтоплива — 16%, для сжиженного углеводородного газа — 7,5%. По мнению ведомства, продажа нефтепродуктов на срочном рынке расширит для потребителей горизонт планирования закупок.
Приказ вступил в силу 1 марта.
15 февраля была подписана новая редакция кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. В документе собраны принципы ведения добросовестной деятельности, в том числе в области рекламы. Отдельные положения кодекса касаются недобросовестной конкуренции, охраны результатов интеллектуальной собственности, маркетинговых коммуникаций с использованием интерактивных электронных средств коммуникации и телефона, защиты несовершеннолетних потребителей.
Кодекс подписали 12 ассоциаций, связанных с маркетинговыми коммуникациями, включая рекламу, продвижение товаров и услуг. Соблюдать указанные в документе стандарты и этические правила должны будут рекламодатели, рекламораспространители, агентства маркетинговых коммуникаций и СМИ, присоединившиеся к нему. В ФАС подчеркнули, что кодекс открыт для присоединения.
Лисиченкова советует участникам рынка ознакомиться с указанными в кодексе добросовестными практиками и оценить потенциальные риски нарушения законодательства в своей деятельности. Документ также разъясняет положения законов «О защите конкуренции» и «О рекламе».
В феврале регулятор обратил внимание сразу на семь банков, нарушивших рекламное законодательство:
- на «Тинькофф банк» — за сравнительный оборот в ролике на ютубе «А лучшее в нашем времени — это Тинькофф Инвестиции» без указания объективных критериев сравнения;
- «Альфа-банк» — за трудночитаемые сноски, содержащие существенные ограничения, в рекламе об отмене комиссии за эквайринг;
- «Росбанк» — за неполную информацию в рекламе кредитной карты, предлагающей «Приятные покупки и никаких %. 120 дней по кредитке на покупки и наличные»;
- «ФК Открытие» — за информацию о ставке по кредиту без указания существенных условий;
- «Синара» — за информацию о бесплатном обслуживании брокерских счетов клиентов без указания существенных ограничений;
- Сбербанк — за условие договора, не позволяющее отказаться от получения рекламы;
- «Зенит» — за рассылку рекламы без согласия.
Предупреждение ФАС выдала двум кредитным организациям: «Тинькофф банку» и «Синаре», а в отношении остальных возбудила дела за нарушения закона «О рекламе». При этом проверить «Тинькофф банк», «Росбанк» и «ФК Открытие» попросил ЦБ.
ФАС всегда уделял пристальное внимание рекламе банковских услуг для защититы граждан в современных экономических реалиях. Теперь за рекламой стал следить и ЦБ.
В сентябре ФАС совместно с Генпрокуратурой обратилась в суд, чтобы признать недействительной сделку о приобретении 100% акций оборонно-промышленного комплекса «Плутон» (дело № А40-221753/2022). По информации ведомства, группа физлиц и фирм с участием иностранных компаний, в частности «Мастер Групп АГ, Инк.» (Британские Виргинские острова) и «Мальборо Эстейтс Лимитед» (Багамы), без согласования с правкомиссией установила контроль над российским стратегическим предприятием.
В 1994 году «Объединение «Мастер» купило 20% акций в уставном капитале компании, а к сентябрю 2010 года под контролем иностранных компаний было 99,67% комплекса. В 2011 году эта цифра достигла 100%. При этом согласия правкомиссии на совершение сделки никто не получал.
АСГМ признал сделку недействительной и взыскал 100% акций стратегического предприятия в доход Российской Федерации. Апелляция и кассация это решение поддержали. В феврале Верховный суд отказал в передаче жалобы.
«Это уже как минимум седьмой случай взыскания акций (долей) стратегического общества в доход государства с мая 2023 года, когда в закон была включена возможность такого взыскания», — обращает внимание Тангян. По мнению эксперта, текущая судебная практика соответствует общему тренду на ужесточение регулирования в сфере контроля за иностранными инвестициями, сложившемуся в течение последних лет.
Президент подписал закон об условиях принудительной продажи акций электроэнергетических компаний. Документ разрешает регулятору обратиться в суд с требованием обязать продать ценные бумаги фирму, которая незаконно совмещает естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, например сбыт электроэнергии и диспетчерское управление.
Норма начнет действовать с 1 января 2030 года.
В феврале регулятор подвел итоги работы за 2023 год по нескольким направлениям.
- В бюджет поступило 5,8 млрд руб. антимонопольных штрафов. Центральный аппарат взыскал 2,4 млрд руб., а территориальные органы — 3,4 млрд руб. Крупнейший штраф в размере 906 млн руб. заплатил Apple за злоупотребление доминирующим положением на рынке мобильных приложений на системе iOS.
- Служба возбудила 287 дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях и координации экономической деятельности, а также приняла 224 решения о нарушении антимонопольного законодательства. По материалам ФАС возбудили 39 уголовных дел, 13 из них по признакам заключения картеля (ст. 178 УК).