ПРАВО.ru
Legal Digest
26 марта 2024, 11:00

Снижение компенсации и простой товарный знак: главное в интеллектуалке за февраль

Снижение компенсации и простой товарный знак: главное в интеллектуалке за февраль
Минпромторг расширил список продукции для параллельного импорта, включив в него товары для горнодобывающей деятельности, а еще духи и одежду Dior. СИП отказал метрополитену в регистрации товарного знака. Предприятие хотело использовать изображение дуги, но Роспатент посчитал его слишком простым. Белорусскому производителю «Савушкин продукт» повезло больше. Еще СИП впервые согласился с компенсацией в размере однократной стоимости лицензии — вместо 1 млрд руб. правообладатель получит лишь 5 млн.
1
Уточнен перечень для параллельного импорта

Минпромторг опубликовал поправки к приказу о товарах, поставляемых через параллельный импорт. Перечень дополнили товарами для горнодобывающей деятельности (бренды Dewalt, Epiroc, Husqvarna), насосами, вентиляторами и компрессорами (марки Soler & Palau, Vortice, Air System). Еще регулятор включил в документ парфюмерию, косметику и одежду известных производителей (Guess, Elemis, Garnier, Dolce&Gabbana, Christian Dior, Givenchy).

Включенные в список товары можно ввозить на территорию Россию без разрешения правообладателя. 

Советник Городисский и Партнеры Городисский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Антон Банковский рассказывает, что до добавления в список Минпромторга такая продукция формально считается ввезенной с нарушением прав на товарный знак. Но если товар впоследствии попал в реестр, это может быть использовано как сильный аргумент для защиты в возможном споре о нарушении товарного знака. И такой аргумент может поддержать суд, считает эксперт.

2
Слишком простое изображение для товарного знака

В августе 2020 года Московский метрополитен решил зарегистрировать свой товарный знак — изображение в виде широкой изогнутой дуги черного цвета с закругленными и срезанными краями. Обозначение планировали разместить на вывесках, автоматах для продажи билетов, автобусах и сувенирной продукции. Роспатент в регистрации отказал, сославшись на п. 1 ст. 1483 ГК. По мнению ведомства, дуга — простая геометрическая фигура, которая не обладает различительной способностью.

Метрополитен обжаловал решение в Суде по интеллектуальным правам, который обязал Роспатент повторно рассмотреть возражения на отказ в регистрации бренда (дело № СИП-1154/2022). Тогда ведомство обратилось с жалобой в Президиум СИП, и тот отменил решение, направив дело на новое рассмотрение другим составом суда. 

Заявитель настаивал, что изображение продолжает серию его товарных знаков. И поскольку этот элемент в комплексе с другими обозначениями обладает охраноспособностью, то его можно зарегистрировать и в отдельном виде. К тому же дуга — не просто фигура, а сложное обозначение, которое состоит из точки, луча, линий и угла. Еще метрополитен приложил результаты соцопроса тысячи потребителей из Москвы и Московской области. 

По итогам нового рассмотрения СИП отклонил иск метрополитена. Суд не убедили результаты опроса. Еще он посчитал, что нельзя признать доминирующим элементом одну неохраноспособную линию, не доказав, что она приобрела различительную способность. Даже если она есть в составе серии товарных знаков, принадлежащих одному правообладателю. 

Как правило, такие простые обозначения, как изогнутые линии, простые комбинации цветов и словесные обозначения из двух букв, изначально не обладают различительной способностью.

Антон Банковский

По мнению Банковского, заявителю следовало регистрировать более сложное обозначение, например стилизовать линию или добавить дополнительные изобразительные элементы. После чего активно использовать полученный знак, чтобы со временем добиться большей различительной способности.

Чтобы обосновать приобретенную различительную способность, предприятие должно было привести убедительные аргументы и доказать, что российские потребители ассоциируют конкретное обозначение с конкретными товарами и услугами, оказываемыми конкретным лицом.

Ирина Косовская, заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Энергетика 1место По выручке 1место По количеству юристов 5место По выручке на юриста Профайл компании

Косовская считает, что метрополитену следовало пересмотреть и сузить перечень товаров, в отношении которых подавалась заявка. По мнению эксперта, после разъяснений Президиума заявитель может подать новую скорректированную заявку на товарный знак, собрав полноценную доказательственную базу на этапе экспертизы заявленного обозначения.

3
Общеизвестность молочного бренда

В 2022 году белорусский производитель молочных товаров «Савушкин продукт» зарегистрировал товарный знак в России. Затем компания обратилась с заявлением, в котором попросила признать свой бренд общеизвестным для йогуртов, творожных сырков и творога. В качестве доказательства широкой известности бренда фирма представила договоры с крупными российскими сетями, сведения о расходах на рекламные кампании и данные соцопроса. Но Роспатент отказал, поскольку продукция заявителя есть не во всех регионах, а на упаковке используются и другие названия: Teos, Sveza, «Свежесть», «Оптималь» и «Апети». Еще ведомство не уверено, что потребители ассоциируют бренд с белорусской компанией, а не с ее российскими «дочками».

«Савушкин продукт» решил оспорить отказ в СИП, который удовлетворил иск правообладателя (дело № СИП-660/2023). Теперь Роспатент должен заново рассмотреть заявку производителя. 

Практика Роспатента в отношении общеизвестных знаков продолжает производить довольно тягостное впечатление. Если ранее отказы мотивировали тем, что производитель и правообладатель — разные лица, сейчас патентное ведомство начало использовать любых «блох» в оформлении документов.

Юрий Яхин, старший юрист практики интеллектуальной собственности Melling, Voitishkin & Partners Melling, Voitishkin & Partners Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Банкротство (споры high market) Профайл компании

Яхин отмечает, что основная претензия Роспатента — использование бренда «Савушкин» совместно с названием конкретного продукта на упаковке. Из-за этого в документах на поставку указывалось наименование, например «Йогурт Teos», а не товарный знак. По мнению эксперта, ведомство подозревает, что заявитель подменил одни документы другими, либо заведомо настроено отказывать в предоставлении охраны. Такой подход в практике госоргана не редкость, из-за чего заявители вынуждены обращаться в суд для отмены подобных решений.

При этом СИП не обязал Роспатент предоставить знаку охрану, а направил заявление на новое рассмотрение. Практика показывает, что зачастую при повторном рассмотрении вновь следует отказ, обращает внимание Яхин. В пример эксперт приводит процесс по товарному знаку торговой сети «О’кей», который занял пять лет. Роспатент четыре раза рассматривал заявление на основании судебных актов, пока суд не обязал ведомство принять положительное решение (дело № СИП-155/2021). Касовская напомнила и о товарных знаках Avito, «Доширак», «Роллтон», Rockwool, где Суд по интеллектуальным правам также не согласился с позицией Роспатента. В итоге эти обозначения включили в перечень общеизвестных товарных знаков России.

4
Снижение компенсации до однократной стоимости лицензии

«Царицыно Эталон» обратилось с иском к «Лыткаринскому МПЗ» и «Рузкому» из-за незаконного использования товарного знака «Султанская» на колбасных изделиях (дело № А41-50367/2021). Истец потребовал выплатить ему 1 млрд и 38 млн руб. — в двойном размере стоимости контрафактной продукции.

АС Московской области иск удовлетворил, но взыскал лишь 5 млн руб. Ответчики представили заключение специалиста, в соответствии с которым стоимость использования товарного знака за спорный период составляет всего около 5,2 млн руб. Апелляция поддержала это решение, уточнив, что первая инстанция не изменила способ расчета компенсации на твердый размер, но снизила сумму заявленной компенсации. Суд принял во внимание заключение специалиста, посчитав такое снижение соразмерным нарушению.

Суд по интеллектуальным правам оставил решение в силе, допустив снижение компенсации до однократной стоимости лицензии независимо от того, в каком виде она была заявлена. 

До этого дела в практике не было случаев снижения двукратного размера стоимости товаров ниже их однократной стоимости. Теперь с учетом конкретных обстоятельств дела и при доказанности стоимости права использования товарного знака размер компенсации может быть снижен по усмотрению суда.

Денис Кудрявцев, юрист BFL | PATENTUS BFL | PATENTUS Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)

При предъявлении иска закон позволяет рассчитать компенсацию как двукратный размер стоимости товаров, причем полученная сумма может значительно превысить объем убытков, которые причинили истцу нарушением прав. Кудрявцев рассказывает, что зачастую такой подход приводил к ликвидации конкурентов, а не восстанавливал имущественные потери правообладателя.

Ранее Конституционный суд разъяснял, что размер компенсации, рассчитанной в порядке подп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК в размере двукратной стоимости товаров, можно снизить, но не более чем вдвое — до стоимости права использования товарного знака (постановление № 40-П). Этим подходом воспользовалась первая инстанция, поясняет Кудрявцев. Еще СИП сослался на постановление № 8-П, согласно которому меры ответственности должны определяться исходя из требования адекватности порождаемым им последствиям. Это дополнительно подтвердило законность снижения размера компенсации с 1 млрд до 5 млн руб.

5
Аннулирование патента

В 2013 году швейцарская компания Sqwin SA зарегистрировала в России право на изобретение — «Систему электронных платежей». Спустя семь лет «Самсунг Электроникс Рус Компани» обратилась в Роспатент с возражениями, попросив его аннулировать. Ведомство заявление удовлетворило, поскольку при регистрации в РФ формула изобретения расширилась по сравнению с международной заявкой от 2013 года, что нарушает закон. Тогда Sqwin SA обратилась в суд за защитой исключительного права (дело № СИП-630/2022). Но первая инстанция и Президиум СИП согласились с патентным ведомством. В феврале их решение поддержал Верховный суд.

Параллельно швейцарская компания просила запретить продавать в России смартфоны с платежной системой Samsung Pay (дело № А40-29590/2020). По мнению Sqwin SA, сервис нарушал ее патентные права на «Систему электронных платежей». Сначала АСГМ удовлетворил иск и запретил Samsung Electronics Ltd. и «Самсунг Электроникс Рус Компани» ввозить, хранить и продавать в РФ 61 модель смартфонов, но 9-й ААС отменил это решение. Суд посчитал, что при проведении патентоведческого исследования эксперт необоснованно признал характеристики устройств Samsung и технологии равными. А поскольку патент не считается примененным, если не используется хоть один из признаков изобретения, то нарушений со стороны компаний не было. Позже с этим решением согласился и СИП.

По мнению Яхина, сочетание редкости подобных дел, требований о запрете и решения суда первой инстанции в пользу истца сделали спор известным, поскольку дел о защите патентных прав от нарушений в России все еще очень мало. В первую очередь это связано с отсутствием механизмов эффективной защиты. Например, в 2023 году СИП рассмотрел по таким делам всего 80 жалоб, тогда как в отношении авторских прав — 800, а в отношении товарных знаков — свыше 1100. Эксперт считает, что единственная опция патентообладателя — запрещать использование устройств. «Даже патентные тролли могут только требовать от производителей уйти с рынка», — добавляет Яхин. 

6
Продлить действие товарного знака можно через Госуслуги

Роспатент разработал новую форму заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак. Его смогут подать через Госуслуги и физлица, и юрлица. Направлять отдельные ходатайства о дополнительном шестимесячном сроке для подачи заявления о продлении срока теперь не нужно.

Продлить срок могут правообладатели или их представители в рамках получения государственной услуги «Государственная регистрация товарного знака, знака обслуживания и коллективного знака». Пошлина рассчитается автоматически.

7
Компенсация за распаковку игрушки

Блогер Дмитрий Портнягин на своем канале опубликовал ролик с распаковкой подарков, среди которых была мягкая игрушка «Ждун». Компания «Си Ди Лэнд контакт», которой принадлежат авторские права на этот образ в России, посчитала это нарушением и обратилась в суд (№ А41-2047/2023). Правообладатель потребовал взыскать с блогера 5 млн руб. компенсации «за незаконное использование произведения изобразительного искусства».

Первая инстанция в иске отказала, но 10-й ААС отменил решение и частично удовлетворил требования истца, взыскав с блогера 46 858,45 руб. Обе стороны обжаловали решение, но Суд по интеллектуальным правам встал на сторону Портнягина. СИП посчитал, что игрушка не была «сюжетообразующим объектом видеоролика и на ней не был сделан акцент», поэтому ее демонстрация не имела рекламных целей. И поскольку в распаковываемой посылке мог оказаться не «Ждун», а любой другой предмет, то исключительные права истца не были нарушены.