Правительство утвердило пятилетнюю программу по выявлению и пресечению картелей и других соглашений, которые ограничивают конкуренцию. Выступившая в роли разработчика ФАС отметила, что меры позволят объединить усилия антимонопольных и правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, федеральных министерств и ведомств в борьбе с картелями.
Особое внимание уделят цифровизации. Для этого планируют внедрить информационную систему «Антикартель», которая будет автоматически выявлять нарушения с помощью big data (больших данных) и искусственного интеллекта. А для тех, кто сообщит об антиконкурентном нарушении добровольно, улучшат процедуру смягчения или освобождения от ответственности.
Старший юрист Антимонопольной практики Анна Бахаева отмечает лояльность программы в сравнении с действовавшей ранее. Эксперт полагает, что модернизация может привести к росту количества выявленных нарушений, но повлияет ли она на их предотвращение — еще предстоит увидеть.
Новая программа больше ориентирована на улучшение методов выявления и пресечения антиконкурентных соглашений, нежели на усиление ответственности за них.
Основной причиной заключения антиконкурентных соглашений Бахаева считает неосведомленность субъектов о специфике антимонопольных запретов. В большей степени это касается участников закупок в регионах, которые в основном представляют малый и средний бизнес. «Зачастую такие компании не осознают, что совершают нарушение, пока к ним не приходят с проверкой», — рассказывает юрист. Поэтому нужно повышать юридическую грамотность бизнеса в сфере антимонопольного законодательства, проводя информационные и обучающие мероприятия на базе ФАС, иных ведомств и отраслевых организаций, резюмирует эксперт.
Правительство отменило мораторий на внеплановые проверки в отношении аккредитованных организаций в области информационных технологий. Изначально запрет ввели в 2022 году, чтобы поддержать бизнес в условиях экономических санкций. Он должен был действовать три года, в течение которых нельзя было проводить плановые проверки, а внеплановые — только в исключительных случаях. С 28 марта на последние мораторий не распространяется.
Причиной снятия запрета стало большое число жалоб от участников цифрового рынка на нарушения со стороны доминирующих компаний. В частности, на «Яндекс Такси», вопросы к которому у регулятора появились еще в феврале. По мнению ФАС, это поможет эффективно бороться со злоупотреблениями со стороны лидеров цифровых сервисов и платформ, защищать права и интересы малого и среднего бизнеса и не допускать образования картеля. Заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский отметил, что отмена моратория на внеплановые проверки позволит применить к IT-компаниям механизмы «пятого антимонопольного пакета».
Руководитель антимонопольной практики Сергей Толстобров отмечает, что снятие моратория позволит службе проводить проверки в отношении IT-компаний лишь по признакам нарушения некоторых статей закона «О защите конкуренции». В частности, ст. 10.1, запрещающей монополистскую деятельность компаниям, которые владеют цифровой платформой.
Наибольший интерес вызывает практика применения ст. 10.1, входящей в «пятый антимонопольный пакет», которая регулирует деятельность «цифровых монополий». Поскольку статья была введена в период действия моратория, до сих пор она не применялась.
Толстобров не исключает, что нарастающее недовольство пассажиров и водителей действиями «Яндекс Такси» заставило рассмотреть вопрос об отмене запрета на проведение антимонопольных проверок в отношении IT-компаний. Эксперт считает, что снятие моратория может затронуть и другие популярные маркетплейсы: Wildberries и Ozon. Они занимают более 80% рынка и соответствуют всем критериям для применения к ним ст. 10.1 закона «О защите конкуренции». В отношении них ФАС тоже фиксировала рост жалоб от предпринимателей и потребителей. В частности, пользователей сервисов не устраивали тарифы на логистику, хранение и применение штрафных санкций.
Антимонопольная служба подготовила методику, которая позволит выявить значительный рост спроса на товары и сравнить его с сопутствующими расходами предприятий. Регулятор собирается использовать эти критерии, чтобы устанавливать завышения цен.
В рекомендациях дали определения понятиям «существенный рост спроса» и «необоснованная цена». Под первым предлагают понимать 10%-е превышение объема заявок на покупку товара у отдельного продавца над его предложением. Косвенно на него могут указывать увеличение объемов и скорость продаж, сокращение запасов товаров на складе и в торговом зале.
Необоснованностью цены предлагают считать более высокий темп увеличения стоимости продукции в сравнении с ростом общего индекса потребительских цен и если рентабельность предприятия превысила среднеотраслевую. Для этого ведомство посчитает расходы бизнеса. Если они не изменятся, а стоимость товара увеличится, то такую цену признают необоснованной. При этом предлагается учитывать, относится ли продукция к товарам повседневного спроса, премиальному или экономическому классу. Еще регулятор разработал формулу, с помощью которой будет определять обоснованность цены. Она основана на соотношении индекса потребительских цен Росстата к росту стоимости.
Анализировать затраты, повлиявшие на рост цен, будут при помощи бухгалтерского и оперативно-технического учета и по прейскуранту за три года. Такую проверку могут провести как по всей компании, так и по отдельным группам или видам продукции.
Проект поправок к закону «О защите конкуренции» и методики к ним предполагают применение концепции необоснованно завышенных цен к любым организациям, вне зависимости от того, есть ли у них рыночная власть и участвуют ли они в антиконкурентных соглашениях. Но только на социально значимые товары.
Речь идет о закреплении в масштабах всего антимонопольного законодательства практики регулирования цен на продовольственные товары, которая применяется по закону о торговле, размышляет Хохлов. Методики позволят ФАС оперативнее реагировать на рост цен на социально значимые товары, но при этом все же проверяя их на предмет экономической обоснованности. Еще службе не придется доказывать доминирующее положение компании или что у нее есть конкурентные соглашения.
В отличие от запретов на поддержание монопольно высокой цены или необоснованное установление различных цен на один и тот же товар, которые закрепились в правоприменительной и судебной практике, «экономически необоснованная цена» — абсолютно новый институт, базирующийся на довольно громоздкой методике.
Если нормы примут, то действовать они будут до конца 2024 года. Хохлов полагает, что регулятор собирается протестировать, как они будут работать. И если эксперимент окажется успешным, то действие норм продлят.
Антимонопольная служба предложила перенести рассмотрение тарифных споров в арбитражные суды. Сейчас акты местных властей можно обжаловать в судах общей юрисдикции в рамках административного процесса по оспариванию нормативных актов. Тогда как иски на решения и предписания ФАС рассматриваются в арбитражном производстве. Из-за этого нельзя пересмотреть экономически необоснованные тарифы.
27 марта законопроект опубликовали для общественного обсуждения.
С 23 октября 2023 года банкам и микрофинансовым организациям нельзя указывать только минимальную ставку в рекламе (ФЗ № 359). В объявлении кредитор должен разместить всю информацию о диапазонах значений полной стоимости кредита.
Первым новые требования нарушил «Почта Банк». В рекламе, которую показали на экранах общественного транспорта, крупным шрифтом была указана привлекательная для потребителя процентная ставка по кредиту от 4%. Тогда как другие условия (сумма, срок, условие о заключении договора страхования) написали в поясняющей сноске трудным для прочтения шрифтом.
Антимонопольная служба возбудила дело по признакам нарушения закона «О рекламе». Если ведомство установит вину банка, ему может грозить штраф до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП).
С 1 марта вступила в силу ст. 4 ФЗ № 296, которая разрешила проводить открытые конкурсы на право заключения концессионных договоров на электронных площадках. Процедуры будут проходить в соответствии с законом о контрактной системе товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Полный переход на электронную форму торгов для соглашений о государственно-частном партнерстве планируется с 1 января 2026 года.
- 1 марта вступил в силу приказ ФАС и Минэнерго, который установил норматив продаж на срочном рынке — 1% от реализуемых на бирже нефтепродуктов в основной секции. Для бензина он теперь составляет 15%, для дизтоплива — 16%, для сжиженного углеводородного газа — 7,5%.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, к середине месяца компании реализовали 4140 тонн автомобильных бензинов и 792 тонн СУГ. - Биржевой комитет при ФАС сообщил, что нефтяные компании обязались реализовывать нефтепродукты на срочном рынке.
- В течение года нефтяные компании перейдут на цифровую платформу «Оператор товарных поставок», рассказал замруководителя ФАС Виталий Королев. По его словам, такой переход поможет решить большинство вопросов по транспортировке топлива.
ФАС совместно с Минстроем и Минпромторгом предложила доминирующим компаниям продавать на бирже не менее 5% арматуры. Сейчас приказ находится на согласовании у ведомств.
Помимо обязательной доли, в документе планируют установить требования к биржевым торгам. В частности, какие сделки следует учесть при определении соответствия объемов арматуры минимальной величине и при назначении стартовой цены.
По мнению службы, это создаст дополнительный канал для сбыта и одинаковые условия заключения сделок для всех участников рынка арматуры.
ФАС разработала электронный каталог практик помощи в развитии конкуренции в регионах. Служба уже разместила на сайте законкуренцию.рф лучшие меры поддержки за 2021 и 2022 годы. В итоге на площадке появятся проконкурентные практики, реализованные с 2020 по 2023 год и в последующие.
Отфильтровать практики можно как по регионам, так и по направлениям, видам поддержки, уровню и году внедрения. В каждой карточке есть описание процесса, его цели, задачи и итоги. Еще каждой практике на платформе можно поставить оценку.
В марте антимонопольный орган отчитался о своей работе за предыдущий год сразу по нескольким направлениям.
- Реклама
Служба выявила 4353 нарушения закона «О рекламе», по которым возбудила 3383 дела. Почти треть нарушений (31%) касались распространения рекламы без согласия абонента. Чаще всего закон не соблюдали банки и финансовые организации (16%). Недостоверность распространяемых материалов установили в 9% дел, а самыми редкими стали нарушения этики — 2%. - Экономконцентрация и госзакупки
Органы рассмотрели 1283 сделки экономической концентрации, а по госзакупкам — более 58 000 жалоб. Еще следственные органы возбудили 39 уголовных дел о картелях. Объем уплаченных штрафов по антиконкурентным соглашениям в сфере закупок составил 2,1 млрд руб. - Преференции
Центральный аппарат службы принял решение по 172 заявлениям о выдаче преференций, а территориальные органы — по 229. Чаще всего организации запрашивали льготу для поддержки социальных некоммерческих организаций, охраны здоровья граждан и обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера.