За последние четыре года рынок контрафакта в России вырос на 58%, а оборот нелегальных товаров достиг почти 5 трлн руб., что равняется 10% от всей розничной торговли страны. Эта цифра в пять раз превышает мировой показатель. Такой статистикой в начале июня поделился проект «РБК Исследования рынков». По их оценке, развитие теневого рынка в России стимулируют несколько факторов: инфляция, легализация параллельного импорта, действующий мораторий на проверки бизнеса и высокие темпы развития маркетплейсов.
У кого больше всего подделок
При этом опрошенные Право.ru представители офлайн-ритейла уверяют, что их отрасли эта проблема касается в меньшей степени, чем онлайн-площадок. «Мы с контрафактом не сталкиваемся, так как завозим продукцию напрямую от производителя», — уверяет Артем Подшибякин, руководитель юрдепартамента, директор по GR крупного ритейлера одежды «Новая Мода» (бренды Maag, Dub, Ecru, Vilet). Об этом же говорит и Сергей Беллевич, директор юрдепа группы компаний «Детский мир»: «У нас фактически нет кейсов с контрафактными товарами, так как большая доля продукции — это собственные торговые марки». Тем временем маркетплейсы, наоборот, стали филиалами рынка «Садовод», где много контрафактной и несертифицированной продукции, сказал весной глава сети «Стокманн» Геннадий Левкин в комментарии изданию «Коммерсант».
С таким мнением конкурентов не соглашается Мухамед Хамуков, директор по антимонопольным вопросам Ozon. По его наблюдениям, подделки чаще всего продают именно на вещевых рынках и в торговых центрах. Доля нелегальной продукции, реализуемой через интернет, не превышает 8–13% от общего объема контрафакта. Позицию коллеги разделяет и президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Из 2 млн жалоб на контрафакт, которые поступили в российские интернет-магазины за весь 2023 год, подтвердилось всего около 30 000 случаев, подчеркивал он в интервью «Российской газете». Причем из них более 1000 выявили по обращениям госорганов, остальные — от физических и юридических лиц. «В то же время ассортиментная матрица сейчас, в зависимости от размеров площадки составляет, от 40 до 400 млн артикулов», — отметил Соколов.
В пресс-службе Ozon Право.ru заверили, что трепетно относятся к качеству товаров, которые продавцы размещают на маркетплейсе, и постоянно совершенствует меры по борьбе с контрафактной продукцией. Этот онлайн-ритейлер регулярно изучает спрос покупателей и формирует динамический список особенно важных для них брендов. По таким товарам Ozon запрашивает все документы, подтверждающие качество и оригинальность товара. Без таких проверок продавец популярного бренда не сможет разместить продукцию на маркетплейсе. Кроме того, любой покупатель вправе запросить документы и сертификаты качества перед покупкой, написав в поддержку маркетплейса.
Помогает выявлять нелегальную продукцию и специальный «Кабинет бренда». Ozon запустил его первым среди маркетплейсов для борьбы с подделками. К нему подключены тысячи продавцов и предпринимателей, которые проверяют десятки миллионов товаров на площадке. Благодаря этому сервису владелец товарного знака получает доступ к дополнительным инструментам контроля: он может получать информацию обо всех продавцах, реализующих товары с его брендом на маркетплейсе, обращаться к владельцу онлайн-площадки с жалобами и просить заблокировать продукцию с признаками контрафакта.
«Мы оперативно реагируем на жалобы пользователей и правообладателей, поэтому сразу запрашиваем у продавца документы на товар. Если продавец не предоставит их в течение трех рабочих дней, карточка товара скрывается до окончания разбирательства», — рассказала пресс-служба Ozon.
«За 2023 год мы закрыли по обращениям правообладателей 5,5 млн карточек товаров», — замечает Хамуков. Похожая система есть и у Wildberries, называется она «Цифровой арбитраж». С его помощью правообладатель напрямую обращается к продавцу и запрашивает правоустанавливающие документы. В течение месяца продавец должен ответить на претензию. Если ответ не поступит либо не удовлетворит правообладателя, то претензию рассмотрит сам маркетплейс. Он может прийти к выводу о наличии нарушения, заблокировать личный кабинет продавца и оштрафовать на 25 000 руб. за каждое нарушение (п. 9.8.1 оферты о реализации товара).
Выявлять контрафакт маркетплейсам помогает и система маркировки «Честный знак», говорит Анастасия Сивицкая, советник Этот механизм, впервые запущенный восемь лет назад, позволяет отследить весь путь товара от производителя до розничного продавца.
«Честный знак» представляет собой небольшой QR-код и уникальный цифровой код — Data Matrix с информацией о конкретном продукте. Можно сказать, что это цифровой паспорт товара.
Контрафакт в судах
Анализ судебной практики* показывает, что за последние четыре года число споров о контрафактной продукции выросло в полтора раза. Наиболее популярная категория дел в этой сфере — о защите исключительных прав на товарные знаки. Среди компаний, которые чаще всего участвуют в подобных разбирательствах, ритейлеры встречаются крайне редко как среди истцов, так и среди ответчиков.
Правда, самый крупный по размеру требований процесс последних лет о взыскании компенсации за производство и продажу контрафакта хоть и косвенно, но касается продуктового ритейла. Представители компании «Царицыно эталон» обнаружили, что под ее брендом сосисок «Султанские» эти продукты в супермаркет «Ашан» поставляет Лыткаринский мясоперерабатывающий завод, выдавая за товары собственного производства. Истец потребовал взыскать с комбината 179 млн руб., судья Наталья Минаева снизила размер компенсации до 90 млн руб. (дело № А41-75647/2023). Апелляция оставила решение первой инстанции без изменений. Никаких претензий к продуктовой сети за продажу такой продукции «Царицыно эталон» в рамках этого спора не предъявлял. Сивицкая объясняет такой подход тем, что правообладатели предпочитают предъявлять иски прямо к производителям контрафактных товаров, а не к торговым сетям, чтобы наказать истинного виновника и предотвратить нарушения в будущем.
Маркетплейсы тоже редко привлекают к ответственности за продажу контрафакта. Такая тенденция обусловлена их фактическим статусом: это только электронная витрина для товаров. В большинстве случаев продавцы товаров самостоятельно формируют карточки товаров, размещают информацию о них и предлагают к покупке, объясняет Сивицкая. При таких обстоятельствах на практике суды признают онлайн-площадки информационными посредниками в порядке ст. 1253.1 ГК (дела № А41-27119/2023 и № А41-55228/2023).
Согласно п. 77 Постановления Пленума ВС от 23.04.2019 № 10 ответственность информационных посредников наступает только при наличии вины, которую в отношении маркетплейсов в большинстве случаев установить не удается. Однако требования неимущественного характера (о пресечении нарушения), заявленные к маркетплейсам как к информационным посредникам, подлежат удовлетворению. Так произошло в деле № А40-96272/2020.
* Дела отбирались через сервис Caselook.
Современное право
в ритейле