ПРАВО.ru
Спецпроект: Retail & Law
25 июля 2024, 16:09

Контрафакт в ритейле: как с ним бороться

Контрафакт в ритейле: как с ним бороться
Представители офлайн-магазинов уверяют, что с нелегальной продукцией сталкиваются редко. А их конкуренты из онлайн-сектора тоже настаивают, что эффективно борются с подделками, придумывая для оперативного выявления таких товаров технологичные инструменты. Тем временем, по статистике, контрафакта в России с каждым годом становится все больше. Об этой тенденции свидетельствует и судебная статистика. Почему так происходит — разбирались вместе с экспертами в рамках материала для спецпроекта юридической фирмы Orchards и Право.ru «Retail&Law: Современное право в ритейле».

За последние четыре года рынок контрафакта в России вырос на 58%, а оборот нелегальных товаров достиг почти 5 трлн руб., что равняется 10% от всей розничной торговли страны. Эта цифра в пять раз превышает мировой показатель. Такой статистикой в начале июня поделился проект «РБК Исследования рынков». По их оценке, развитие теневого рынка в России стимулируют несколько факторов: инфляция, легализация параллельного импорта, действующий мораторий на проверки бизнеса и высокие темпы развития маркетплейсов.

У кого больше всего подделок

При этом опрошенные Право.ru представители офлайн-ритейла уверяют, что их отрасли эта проблема касается в меньшей степени, чем онлайн-площадок. «Мы с контрафактом не сталкиваемся, так как завозим продукцию напрямую от производителя», — уверяет Артем Подшибякин, руководитель юрдепартамента, директор по GR крупного ритейлера одежды «Новая Мода» (бренды Maag, Dub, Ecru, Vilet). Об этом же говорит и Сергей Беллевич, директор юрдепа группы компаний «Детский мир»: «У нас фактически нет кейсов с контрафактными товарами, так как большая доля продукции — это собственные торговые марки». Тем временем маркетплейсы, наоборот, стали филиалами рынка «Садовод», где много контрафактной и несертифицированной продукции, сказал весной глава сети «Стокманн» Геннадий Левкин в комментарии изданию «Коммерсант».

С таким мнением конкурентов не соглашается Мухамед Хамуков, директор по антимонопольным вопросам Ozon. По его наблюдениям, подделки чаще всего продают именно на вещевых рынках и в торговых центрах. Доля нелегальной продукции, реализуемой через интернет, не превышает 8–13% от общего объема контрафакта. Позицию коллеги разделяет и президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Из 2 млн жалоб на контрафакт, которые поступили в российские интернет-магазины за весь 2023 год, подтвердилось всего около 30 000 случаев, подчеркивал он в интервью «Российской газете». Причем из них более 1000 выявили по обращениям госорганов, остальные — от физических и юридических лиц. «В то же время ассортиментная матрица сейчас, в зависимости от размеров площадки составляет, от 40 до 400 млн артикулов», — отметил Соколов.

В пресс-службе Ozon Право.ru заверили, что трепетно относятся к качеству товаров, которые продавцы размещают на маркетплейсе, и постоянно совершенствует меры по борьбе с контрафактной продукцией. Этот онлайн-ритейлер регулярно изучает спрос покупателей и формирует динамический список особенно важных для них брендов. По таким товарам Ozon запрашивает все документы, подтверждающие качество и оригинальность товара. Без таких проверок продавец популярного бренда не сможет разместить продукцию на маркетплейсе. Кроме того, любой покупатель вправе запросить документы и сертификаты качества перед покупкой, написав в поддержку маркетплейса. 

Помогает выявлять нелегальную продукцию и специальный «Кабинет бренда». Ozon запустил его первым среди маркетплейсов для борьбы с подделками. К нему подключены тысячи продавцов и предпринимателей, которые проверяют десятки миллионов товаров на площадке. Благодаря этому сервису владелец товарного знака получает доступ к дополнительным инструментам контроля: он может получать информацию обо всех продавцах, реализующих товары с его брендом на маркетплейсе, обращаться к владельцу онлайн-площадки с жалобами и просить заблокировать продукцию с признаками контрафакта.

«Мы оперативно реагируем на жалобы пользователей и правообладателей, поэтому сразу запрашиваем у продавца документы на товар. Если продавец не предоставит их в течение трех рабочих дней, карточка товара скрывается до окончания разбирательства», — рассказала пресс-служба Ozon.

«За 2023 год мы закрыли по обращениям правообладателей 5,5 млн карточек товаров», — замечает Хамуков. Похожая система есть и у Wildberries, называется она «Цифровой арбитраж». С его помощью правообладатель напрямую обращается к продавцу и запрашивает правоустанавливающие документы. В течение месяца продавец должен ответить на претензию. Если ответ не поступит либо не удовлетворит правообладателя, то претензию рассмотрит сам маркетплейс. Он может прийти к выводу о наличии нарушения, заблокировать личный кабинет продавца и оштрафовать на 25 000 руб. за каждое нарушение (п. 9.8.1 оферты о реализации товара).

Выявлять контрафакт маркетплейсам помогает и система маркировки «Честный знак», говорит Анастасия Сивицкая, советник Orchards Orchards Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Частный капитал Этот механизм, впервые запущенный восемь лет назад, позволяет отследить весь путь товара от производителя до розничного продавца.

«Честный знак» представляет собой небольшой QR-код и уникальный цифровой код — Data Matrix с информацией о конкретном продукте. Можно сказать, что это цифровой паспорт товара.

Контрафакт в судах

Анализ судебной практики* показывает, что за последние четыре года число споров о контрафактной продукции выросло в полтора раза. Наиболее популярная категория дел в этой сфере — о защите исключительных прав на товарные знаки. Среди компаний, которые чаще всего участвуют в подобных разбирательствах, ритейлеры встречаются крайне редко как среди истцов, так и среди ответчиков. 

Правда, самый крупный по размеру требований процесс последних лет о взыскании компенсации за производство и продажу контрафакта хоть и косвенно, но касается продуктового ритейла. Представители компании «Царицыно эталон» обнаружили, что под ее брендом сосисок «Султанские» эти продукты в супермаркет «Ашан» поставляет Лыткаринский мясоперерабатывающий завод, выдавая за товары собственного производства. Истец потребовал взыскать с комбината 179 млн руб., судья Наталья Минаева снизила размер компенсации до 90 млн руб. (дело № А41-75647/2023). Апелляция оставила решение первой инстанции без изменений. Никаких претензий к продуктовой сети за продажу такой продукции «Царицыно эталон» в рамках этого спора не предъявлял. Сивицкая объясняет такой подход тем, что правообладатели предпочитают предъявлять иски прямо к производителям контрафактных товаров, а не к торговым сетям, чтобы наказать истинного виновника и предотвратить нарушения в будущем.

Маркетплейсы тоже редко привлекают к ответственности за продажу контрафакта. Такая тенденция обусловлена их фактическим статусом: это только электронная витрина для товаров. В большинстве случаев продавцы товаров самостоятельно формируют карточки товаров, размещают информацию о них и предлагают к покупке, объясняет Сивицкая. При таких обстоятельствах на практике суды признают онлайн-площадки информационными посредниками в порядке ст. 1253.1 ГК (дела № А41-27119/2023 и № А41-55228/2023).

Согласно п. 77 Постановления Пленума ВС от 23.04.2019 № 10 ответственность информационных посредников наступает только при наличии вины, которую в отношении маркетплейсов в большинстве случаев установить не удается. Однако требования неимущественного характера (о пресечении нарушения), заявленные к маркетплейсам как к информационным посредникам, подлежат удовлетворению. Так произошло в деле № А40-96272/2020.

Анастасия Сивицкая, советник Orchards Orchards Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Частный капитал

* Дела отбирались через сервис Caselook.


Retail&Law:
Современное право 
в ритейле
Об аренде, параллельном импорте и спорах с поставщиками. Юристы рассказывают, как выгодно арендовать торговые площади, выиграть спор у контрагента и продолжить работать с иностранными товарами в РФ. Самое важное о ритейле в одном месте — в спецпроекте Право.ru и Orchards.