Санкционный нейтралитет
В конце февраля 2022 года представители Министерства иностранных дел Китая заявляли, что страна не поддерживает односторонние санкции, которые ввели без одобрения Совбеза ООН. С учетом этого Китай планировал продолжать двусторонние отношения и торговлю с Россией, добавил тогда же пресс-секретарь министра иностранных дел. В марте 2022 года эти намерения подтвердил и председатель Китайской комиссии по регулированию банковской деятельности и страхования Го Шуцин. За три прошедших года подход китайских властей не изменился: к концу апреля 2025-го власти КНР так и не приняли официально каких-то санкций в отношении России.
Такая позиция прямо вытекает из китайского санкционного регулирования. Закон Китая о противодействии иностранным санкциям 2021 года (далее — Закон) предназначен для защиты местных компаний от западных ограничений. Этот акт не регулирует прямые меры в адрес России и непрямой эффект от них в Китае, объясняет Александр Зайнигабдинов, управляющий партнер пекинского офиса
«Если иностранное государство нарушает международное право и основные нормы международных отношений, использует различные предлоги или свои законы для сдерживания или подавления Китая, принимает дискриминационные ограничительные меры против китайских граждан или компаний и вмешивается во внутренние дела Китая, то Китай имеет право принять соответствующие контрмеры».
Ст. 3 Закона
Согласно ст. 4 и 5 Закона, контрмеры применяют к физлицам и компаниям, которые прямо или косвенно участвуют в разработке санкций, принимают соответствующие решения и вводят их в действие. Ответные меры Китая могут распространяться на супругов таких лиц, членов их семей, на руководителей высшего звена или тех, кто фактически контролирует исполнение санкций. Но эти контрмеры никак не затрагивают российский бизнес, уточняет Степан Гузей, партнер
Раз Россия не вводит ограничения против Китая, то и у властей КНР нет никаких оснований присоединяться к западным мерам против РФ. Более того, Закон не предусматривает ответственности за обход санкций, которые ввели другие страны, и не обязывает китайские компании или госорганы соблюдать их. Регулирование ограничивается только национальными антисанкционными мерами.
«Физлица и компании должны исполнять контрмеры, принятые уполномоченным китайским государственным органом. Никто не может исполнять или помогать в исполнении дискриминационных ограничительных мер, которые вводят иностранные государства против китайских граждан или организаций».
Ст. 11 и 12 Закона
Таким образом, законы не запрещают китайским госорганам и компаниям продолжать отношения с российскими контрагентами. Но на практике все сложнее из-за вторичных санкций.

На соблюдение санкций против России влияет общее осторожное отношение китайского бизнеса и банковской системы к последствиям потенциальных вторичных санкций западных стран.
Ограничения по своей инициативе
Еще 25 февраля 2022 года два государственных китайских банка (ICBC и Bank of China) перестали финансировать торговые сделки с российскими товарами. Потом начались проблемы с запасными вариантами: с подсанкционными российскими банками отказалась работать китайская UnionPay, а к концу 2023 года крупнейшие банки Китая перестали принимать платежи даже через российскую Систему передачи финансовых сообщений и китайскую CIPS. Летом 2024-го платежи в рублях отказывались проводить даже мелкие региональные кредитные организации Китая.

На практике китайские банки отказываются платить и российским лицам, у которых есть счета, например, в казахстанских банках. Это же относится к компаниям в ОАЭ, которые фактически контролируют российские бенефициары.
Другая проблема — строгий комплаенс китайских банков, который часто выходит за пределы разумного, говорит Зайнигабдинов. По его словам, случалось, что Bank of China при оплате товара компанией из ЕС возвращал платеж, если видел, что пунктом назначения указана Россия. Кроме того, китайская таможня тщательно проверяет, нет ли каких-либо товаров в санкционных списках, добавляет Гордей Болотько, управляющий партнер Из-за этого проверка затягивается на несколько месяцев, а это издержки для бизнеса.
С российскими контрагентами отказались работать и некоторые китайские компании. Например, осенью 2022 года моторостроительная корпорация Weichai перестала поставлять двигатели российскому КамАЗ (под санкциями США с июня 2022 года), а технологические компании Lenovo, Xiaomi и Huawei сокращали поставки, постепенно и без заявлений уходя из РФ. Аналогичная ситуация была и с инвестициями в совместные нефтегазовые проекты. По данным Reuters, к таким шагам госкомпании непублично призывали китайские власти. Правда, представители КНР эту информацию не подтверждали.

Неформальные ограничения и требования китайских банков к российским компаниями или транзакциям в РФ оказывают сильное сдерживающее влияние, которое сопоставимо с западными санкциями.
Так происходит из-за того, что китайский бизнес и особенно местный банкинг опасаются вторичных санкций, говорит Андрей Кулаков, руководитель практики специальных проектов В марте 2022 года Джен Псаки, тогда пресс-секретарь Белого дома, заявила: если Китай не будет соблюдать санкции США, то сам окажется под ограничительными мерами. Подобные угрозы звучали не раз и со стороны Евросоюза. Китайские власти на них отвечали так: «КНР не выступает стороной конфликта и не обходит санкции намеренно. Вместе с тем мы не считаем, что это должно повлиять на нашу нормальную торговлю с какой-либо другой страной». Тем не менее, влияние все же проявилось. И это стало особенно заметно после того, как США конкретно урегулировали, как они могут вводить вторичные санкции.
Исполнительный указ № 14024 приняли еще в апреле 2021 года. Акт предусматривает блокировку активов лиц, участвующих в технологическом, военном или любом другом секторе экономики России, который определяет Госдеп. «Участие» подразумевает финансовую и технологическую поддержку и поставку товаров и услуг. Во многом этот указ стал основой для первых ограничений со стороны китайских банков.
Исполнительный указ № 14114 приняли в декабре 2023 года. Документ расширяет применение указа № 14024 и разрешает вводить вторичные санкции в отношении иностранных финансовых организаций, которые проводят сделки в технологическом, оборонном, строительном, аэрокосмическом или производственном секторах экономики РФ. Этот список не закрытый, потому Госдеп может установить и другие запрещенные для финансирования сектора.
Новое регулирование заметно повлияло на объемы двусторонней торговли между Китаем и Россией: после начала специальной военной операции и после принятия указа № 14114 заметны спады.

Китай занял весьма прагматичную позицию, поскольку объем его торговли с Россией — около $244 млрд — несопоставим с объемами торговли с США и Евросоюзом: $664 млрд и $782 млрд соответственно.
Но главная цель исполнительного указа № 14114 — усложнить денежные переводы между двумя странами. Так, если китайская финансовая организация будет проводить платежи, связанные с подсанкционными лицами, то ей грозит отключение от финансовой системы США и арест активов. «Не стоит недооценивать степень интегрированности китайской финансовой и банковской системы в западные рынки и финансовые инструменты. В этом плане Китай действительно зависим от Запада, у которого есть серьезный рычаг давления на КНР», — говорит Мазилин.

Китайские кредитные организации под санкции по этим основаниям пока не подпадали, но практический эффект уже есть: банки отказываются от работы, связанной с подсанкционными лицами.
В январе под вторичные санкции США подпал киргизский «Керемет банк». Это только усугубило опасения китайских банков, которые усилили комплаенс-контроль, сказал Евгений Коновалов, соруководитель практики финансового права и рынков капитала
Ограничения и прекращение работы со стороны китайских банков и компаний можно понять. Согласно расчетам директора Российского совета по международным делам Ивана Тимофеева, чаще всего под вторичные санкции США подпадали именно китайские компании. Старший юрист практики комплаенса и санкционного права Мария Удодова подтверждает: компании из КНР вносят в SDN-листы при каждом расширении санкций, но эту практику нельзя назвать массовой. Официальных данных о вторичных санкциях Минфин США не публикует.
Как работать с Китаем сейчас
Общая тенденция показывает, что стороны со временем адаптируются к новым условиям, отношения восстанавливаются, а объемы взаимной торговли даже увеличиваются: в 2024 году Россия и Китай обновили рекорд по объему товарооборота.

Сложности с платежами, перевозкой, согласованием условий договоров, конечно, связаны с существующими санкциями. Но Китай проводит взвешенную политику, и в целом торговые отношения двух стран продолжают развиваться.
Но бизнес зависит от конкретной сферы и интересов сторон. Например, больше всего пострадала отрасль электроники, где очень многие товары нельзя экспортировать, потому что они попадают в категорию продукции двойного назначения, рассказывает Болотько. При этом российские природные ресурсы (нефть, газ, уголь, удобрения, древесина) Китай все еще импортирует, и объемы даже растут, несмотря на все ограничения. По словам Удодовой, китайские контрагенты сами выбирают, что важнее для них — коммерческий интерес с риском подпасть под санкции или отказ сотрудничества с Россией. А Зайнигабдинов говорит, что в РФ продолжают работать и китайские бренды с международной сетью в западных странах, но делают это не напрямую, а через «прокси». РФ для них — дополнительный рынок сбыта, который они не хотят терять.

С учетом сложной экономической ситуации в Китае и жесточайшей внутренней конкуренции развитие отношений на рынках России и стран Таможенного союза — это не односторонний жест доброй воли, а взаимовыгодное сотрудничество.
При этом многие китайские контрагенты сейчас не готовы идти на риски, связанные с прямыми сделками и расчетами, считает Кулаков. Поэтому китайцы предлагают самостоятельно разрабатывать или применять готовые схемы безопасной товарно-денежной логистики. Один из таких примеров — платежные агенты, которые помогают сторонам провести сделку. Агент принимает поручение от поставщика получить деньги за поставленный товар, а в договоре поставки значится получателем. Правда, в условиях строгого контроля за исполнением санкций китайские банки требуют большей вовлеченности таких агентов: они становятся полноценным звеном в перепродаже товара и для китайской стороны выступают формальным контрагентом. Такой механизм помогает сторонам без лишних рисков получить или заплатить деньги, но расчеты становятся на 4–5% дороже.
Несмотря на все сложности и повышение издержек, юристы констатируют, что сотрудничество китайского и российского бизнеса продолжается. Товарооборот растет, а инвестиции идут, причем в обе стороны, резюмировал Мазилин.