ПРАВО.ru
Кейс
30 мая 2025, 13:24

Суд округа удовлетворил кассацию лизингополучателя Mercedes-Benz

Суд округа удовлетворил кассацию лизингополучателя Mercedes-Benz
Дочерняя структура Mercedes-Benz расторгла 19 договоров лизинга с перевозчиком медикаментов «Сияние ТК» и аннулировала регистрацию 183 машин, несмотря на почти полностью выплаченные обязательства. Позже суд признал такие действия незаконными. Но когда перевозчик потребовал 840 млн руб. убытков, суды отказали. Тогда лизингополучатель подал кассационную жалобу, в которой настаивал, что суды двух инстанций проигнорировали преюдициальное значение предыдущего решения, где действия лизингодателя признали незаконными.

В 2017–2018 годах перевозчик медикаментов «Сияние ТК» заключил с компанией «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус» (МБ ФСР) 19 договоров лизинга на 183 грузовика и рефрижератора. В 2022 году, после объявления об уходе Mercedes-Benz с российского рынка, лизингодатель потребовал досрочного выкупа техники, ссылаясь на просрочку платежей. На тот момент долг «Сияния ТК» составлял около 75 млн руб. Компания предложила реструктуризацию, но в ответ получила одностороннее расторжение договоров и требование срочно вернуть транспорт.

Позже лизингодатель аннулировал свидетельства о регистрации транспорта через ГИБДД и подал иск в АСГМ (дело № А40-170354/2022). Но суд установил, что расторжение было незаконным, поскольку просрочка не была существенной, а перевозчик выплатил большую часть стоимости техники. Также суд указал на злоупотребление правом со стороны лизингодателя, который проигнорировал предложение о реструктуризации. Дело дошло до Верховного суда, который оставил решение в силе.

После этого «Сияние ТК» подало иск о взыскании с МБ ФСР убытков на 840 млн руб. из-за простоя (дело № А40-208312/2023). Компания указала, что из-за аннулирования регистрации не могла использовать машины, но была вынуждена их обслуживать и страховать, платить налоги и зарплаты. Но АСГМ, а затем и апелляция отказали в иске, решив, что истец не доказал реальные потери, а договоры купли-продажи транспорта после лизинга не предусматривали обязательства продавца по возмещению налогов или регистрационных расходов.

Несмотря на преюдицию, судьи посчитали, что«Сияние ТК» не доказало вину ответчика и причинно-следственную связь между действиями МБ ФСР и убытками. По мнению АГСМ, негативные последствия, на которые ссылается истец, возникли из-за неуплаты лизинговых платежей им же. При этом данные в решениях судов расходились с теми, что были установлены в деле № А40-170354/2022. 

Заседание в кассационном суде

На заседании 28 мая в Арбитражном суде Московского округа представитель «Сияния ТК» Арсений Суворов напомнил, что по другому делу суд признал недействительными именно расторжения договоров, а не просто уведомления о них. Но в споре об убытках нижестоящие инстанции истолковали это решение иначе и не применили его как преюдицию.

Юрист указал, что лизингодатель снял машины с учета в ГИБДД еще до того, как «Сияние ТК» получило уведомление о расторжении. После аннулирования регистрации перевозчик больше не мог использовать технику, но продолжал ее обслуживать, страховать и платить налоги. Компания, по его словам, понесла убытки из-за простоя, но не получила компенсацию, хотя суд ранее признал действия лизингодателя незаконными. Еще Суворов отметил, что суды переоценили уже установленные обстоятельства, не учли факт злоупотребления правом и проигнорировали расчеты убытков, которые ответчик не оспаривал. Более того, даже после вступления решения в силу лизингодатель не вернул технику.

Представитель «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус» с доводами не согласился. Он настаивал: признание сделки недействительной не освобождает истца от обязанности доказывать убытки. По его мнению, компания не подтвердила вину лизингодателя, наличие ущерба и причинно-следственную связь между действиями сторон. «Единственное последствие признания сделки недействительной — реституция», — подчеркнул юрист.

Ошибка чиновников и упущенная выгода: позиции ВС о недвижимости

Судьи уточнили, мешали ли действия лизингодателя использовать транспорт. Представитель ответчика заявил, что перевозчик сам удерживал технику и мог минимизировать потери, просто вернув ее. На вопрос, действительно ли регистрация автомобилей была аннулирована в ГИБДД, юрист ответил положительно, подтвердив, что использовать транспорт без регистрации нельзя. При этом он не увидел связи между этими действиями и убытками, настаивая, что компания действовала в рамках договора.

Судья Анна Цыбина отметила: если бы односторонний отказ от договоров был признан законным, то и снятие машин с учета не вызвало бы вопросов. 

Также судьи поинтересовались, как истец должен был подтверждать упущенную выгоду. Представитель ответчика пояснил, что «Сияние ТК» не представило данных о замещающих перевозках или отказах от клиентов. По его мнению, компания должна была доказать, что заключала альтернативные договоры на те же услуги. В ответ судья Владимир Кобылянский отметил, что вопрос связан не с реальным ущербом, а с невозможностью получения дохода и соответствующей прибыли, поскольку упущенная выгода — это всегда то, чего не было, но могло бы быть. 

Посовещавшись, судьи отменили решения первой и апелляционной инстанций и направили дело на новое рассмотрение.