Банки переходят на новый порядок проверки доходов заемщиков через сервис «Цифровой профиль», а компания «Камея» готовит иск о банкротстве Volkswagen из-за 17 млрд руб. долга. Минэкономразвития ужесточает правила для новых инвестпроектов в ОЭЗ, а Минтранс обсуждает закрепление принципа «вези или плати» для договоров с РЖД. В Госдуме предложили отменить мораторий на штрафы для застройщиков, а вьетнамские банки усложнили расчеты для российского бизнеса. Эти и другие новости — в утреннем обзоре Право.ru.
ЦБ меняет порядок проверки доходов заемщиков. Согласно пресс-релизу, банки должны перейти к использованию исключительно официальных данных о доходах граждан при выдаче кредитов. Кредиторы будут получать сведения из ФНС и Социального фонда через сервис «Цифровой профиль» с согласия заемщиков, а полный набор данных станет доступен к марту 2026 года. Банки сохранят право использовать дополнительные источники официальных данных. Регулятор считает, что это повысит точность оценки платежеспособности и снизит долговую нагрузку граждан.
Российский кредитор готовит банкротство Volkswagen. «Камея», выкупившая долг у автозавода НАЗ, намерена подать в АСГМ заявление о банкротстве головной структуры Volkswagen AG из-за задолженности почти в 17 млрд руб. Ранее Арбитражный суд Нижегородской области подтвердил законность уступки долга, несмотря на попытки концерна оспорить ее на основании международного права (дело № А43-9801/2023). Но шансы на возбуждение дела опрошенные «Коммерсантом» юристы оценивают как достаточно низкие, поскольку у Volkswagen AG нет имущества в России: бизнес и заводы концерн уже продал. В такой ситуации кредитор может попытаться взыскать долг через активы российских дилеров.
ОЭЗ ужесточают правила для новых инвестпроектов. Минэкономразвития предложило повысить минимальные пороги инвестиций для резидентов особых экономических зон и ввести их для туристических и технико-внедренческих проектов. Об этом пишет «Коммерсант». Для промышленных зон порог вырастет со 120 до 150 млн руб., а для туристических и технико-внедренческих составит 5 млн и 1 млн руб. соответственно. Появятся сроки для вложения всего объема заявленных инвестиций — не более десяти лет, а также обязательство для крупных проектов вложить часть средств в первые три года. Ведомство рассчитывает, что меры повысят дисциплину инвесторов и снизят риск долгостроев.
Власти хотят закрепить принцип «вези или плати» на РЖД. Минтранс обсуждает законодательное закрепление принципа «вези или плати» (Take or pay) для договоров между грузоотправителями и РЖД, которые будут заключаться минимум на год с фиксированным объемом перевозимых грузов. Такой порядок позволит прогнозировать загрузку железнодорожной инфраструктуры, обеспечивать своевременный вывоз продукции и компенсировать недополученные доходы перевозчика при непредъявлении согласованных объемов. Бизнес, в частности производители удобрений и металлургические компании, опасаются дискриминации и приоритизации «платящих» грузоотправителей, что может ограничить доступ к инфраструктуре, информирует РБК.
В ГД предложили отменить мораторий на штрафы для девелоперов. Депутат Сергей Миронов выступил с инициативой досрочно отменить действующий с марта 2024 года мораторий на штрафы и пени для застройщиков, нарушающих сроки по договорам долевого строительства. По его словам, отсутствие материальной ответственности снижает стимулы соблюдать графики и стандарты качества, что увеличивает риск долгостроев и подрывает доверие к механизму долевого участия. В случае просрочки девелоперы сейчас не выплачивают неустойки и компенсации, а дольщики при расторжении договора возвращают лишь уплаченную сумму без учета инфляции. Отмена моратория, по мнению инициатора предложения, повысит качество жилья и защитит права граждан. Об этом сообщает ТАСС.
Вьетнамские банки усложнили расчеты для российского бизнеса. Российским компаниям стало сложнее проводить платежи через вьетнамские банки из-за ужесточения контроля и новых требований к операциям. Банки требуют подтверждения реальной экономической деятельности на территории Вьетнама либо через поставки товаров, либо через участие местного учредителя в составе компании. Теперь для проведения платежей необходимо предоставить полный пакет документов: контракт, счета, транспортные и таможенные бумаги. Без таких подтверждений операции могут задерживаться или вообще блокироваться, сообщили РБК эксперты. При этом формального запрета на расчеты без «вьетнамского следа» нет.
