ВС не стал передавать на рассмотрение жалобу миноритариев Соликамского магниевого завода и Мосбиржи по делу об изъятии акций, признав выводы нижестоящих судов о нарушениях приватизации завода законными. Правительство продвигает создание единого центра по борьбе с кибермошенничеством, а Минэкономразвития запускает рабочую группу по контролю неплатежей госкомпаний. Об этих и других новостях — в утреннем обзоре Право.ru.
ВС отказал миноритариям СМЗ и Мосбирже в передаче жалобы по делу об изъятии акций. Суд указал, что заявители не доказали нарушений, которые могли бы повлиять на исход дела, и подтвердил правомерность выводов нижестоящих инстанций о нарушениях при приватизации Соликамского магниевого завода (№ А50-21394/2022). Ранее суды поддержали иски прокуратуры об изъятии оставшихся у миноритариев 10,6% акций завода, а также обязали Росимущество выплатить компенсацию добросовестным держателям (дело № А50-24570/2021). Попытки оспорить это решение предпринимали более 20 инвесторов, а также «БМ-Банк» и ИК «Регион», но их кассационные жалобы пока не рассмотрели.
Правительство создаст единый центр для борьбы с кибермошенничеством. На стратегической сессии правительства 17 декабря власти предложили запустить площадку, которая объединит государство и бизнес в работе против цифрового мошенничества. Как пишет «Коммерсант», инициативу поддержали банки, операторы и другие участники рынка, поскольку им нужен единый механизм быстрого обмена данными. Новый центр должен собрать общее «озеро данных» о подозрительных операциях и вовремя передавать сигналы всем участникам системы. Если банк выявит мошеннический счет или оператор — сомнительный номер, информация сразу станет доступна другим, что ускорит блокировку сайтов, приложений и финансовых инструментов. Пилотный проект станет основой для выработки общих правил, которые планируют внедрить через ГИС «Антифрод» и второй пакет антифрод-мер.
Минэкономразвития создаст рабочую группу для контроля неплатежей госкомпаний перед МСП. Вместе с ЦБ, КМСП и деловыми объединениями Минэк будет отслеживать задержки оплат по контрактам ФЗ № 223. Кроме того, планируется создать реестр заказчиков, регулярно нарушающих сроки. Параллельно ведомства согласовали идею включить отсутствие задолженности перед МСП в KPI топ-менеджеров госкорпораций, сообщают «Ведомости». В 2025 году объем неплатежей вырос почти втрое — до 4 млрд руб., а жалоб стало больше чем вдвое. Бизнес говорит о системных задержках до нескольких месяцев и фактическом «беспроцентном кредите» для госкомпаний. Деловые объединения предлагают снизить срок оплаты до семи дней, запретить неформальные черные списки поставщиков, развивать внесудебные способы урегулирования споров — например, медиацию — и ввести более жесткую ответственность заказчиков.
«Ростагрокомплекс» судится с наследниками из-за бренда «Б. Ю. Александров». В конце октября компания подала иск в АСГМ к наследникам основателя бренда «Б. Ю. Александров» с требованием заключить договор (дело № А41-94784/2025). Подробности иска не раскрываются, но спор касается товарного знака. Так, согласно картотеке дел, суд запросил подтверждающие документы, чтобы выяснить, действительно ли компания унаследовала исключительные права на товарный знак. Конфликт вокруг бренда длится с 2021 года. После смерти Бориса Александрова права на марку перешли его дочери, которая затем отозвала лицензию у «Ростагрокомплекса» и потребовала компенсации. Тогда производитель сменил бренд на «А. Ростагрокомплекс».
ВС разрешил прокуратуре взыскивать неотработанные авансы. Московская городская военная прокуратура подала иск о взыскании 5,5 млн руб. ущерба и процентов за пользование чужими средствами по договору субподряда в рамках гособоронзаказа (дело № А40-189487/2024). Субподрядчик получил аванс, но к выполнению работ так и не приступил. Подрядчик спустя девять лет направил уведомление о расторжении договора и потребовал вернуть аванс. Суды трех инстанций в иске отказали. Они сочли, что спорные правоотношения относятся к неосновательному обогащению, а не к вреду и потому прокуратура не может заявлять такой иск. Верховный суд признал, что неотработанный аванс по гособоронзаказу — это ущерб государству, а не просто гражданский спор между подрядчиком и субподрядчиком, поэтому прокуратура вправе взыскивать такие деньги в защиту интересов РФ. Кроме того, суд разъяснил, что неосновательное обогащение в рамках гособоронзаказа равнозначно ущербу по смыслу ст. 52 АПК.
88% юристов уже используют ИИ. «Авито» и Право.ru провели исследование, посвященное ключевым трендам использования искусственного интеллекта (ИИ) в юридической практике. В опросе приняли участие более 500 юристов из цифровых компаний и юридических фирм, которые подтвердили растущую роль ИИ в этой сфере. Среди задач, которые юристы доверяют нейросетям, выделяются первичный анализ информации (57%), генерация идей (53%), подготовка черновиков юридических заключений (48%), составление и проверка стандартных документов и договоров (39%).
