Зарубежным компаниям разрешили разрабатывать открытые ими российские месторождения, не спрашивая разрешения правительства. Право.Ru просит экспертов прокомментировать, какие угрозы и возможности заключает в себе новый законопроект, призванный привлечь в Россию иностранные капиталы.
Права для иностранцев
Информация о законопроекте, дающем зеленый свет зарубежному бизнесу в разработке российских крупных месторождений, появилась в прессе на прошлой неделе (текст и пояснительная записка к поправкам в закон "О недрах" опубликованы на правительственном портале для обсуждения законопроектов).
- К недрам федерального значения относятся участки с извлекаемыми запасами нефти от 70 млн т, газа – от 50 млрд куб. м, золота – от 50 т, меди – от 500 000 т.
"Пользователь недр, находящийся под контролем иностранного инвестора, может (при соблюдении определенных условий) подать заявку на получение предварительного согласия Правительства РФ на возможность добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения (в случае открытия такого участка пользователем). Согласие выдается на 3 года, – разъясняет Михаил Казанцев, партнер АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". – Иными словами, при наличии предварительного согласия Правительства РФ при открытии участка недр федерального значения в процессе геологического изучения недр пользователь недр, находящийся под контролем иностранного инвестора, имеет возможность осуществлять добычу полезных ископаемых на участке недр федерального значения без дополнительного согласования".
При этом очевидно, что в предварительном согласии может быть отказано, добавляет юрист. Произойдет это при наличии признаков угрозы обороне страны и безопасности государства, нарушении антимонопольных требований или неблагоприятном состоянии самого недропользователя, поясняет он.
Антисанкционные меры
Документ, уже прошедший согласование в Минобороны, ФСБ, Минэкономразвития и Росприроднадзоре, только закономерен на фоне ситуации вокруг иностранных инвестиций в России, полагают юристы.
"Цель нового механизма очевидна – увеличить инвестиционную привлекательность России на фоне санкций", – говорит Антон Толмачёв, генеральный директор юридической компании "ЮрПартнерЪ".
Одна из целей, считает Антон Толмачёв, – попытка смягчить контроль на фоне устойчивого падения цен на нефть и газ на мировых рынках. Имеет значение и то, что геологоразведка является очень дорогим мероприятием, и инвестиции в нее считаются одними из самых высокорискованных, отмечает Толмачёв: "Так что, можно сделать вывод, что государство просто решило переложить эти расходы на плечи зарубежных партнеров".
В целом же, резюмирует управляющий партнер юридической фирмы "Прайм лигал", к.ю.н. Арик Шабанов, законодатели стремились предоставить дополнительные гарантии и увеличить привлекательность инвестирования иностранными компаниями в сфере поиска, разработки и добычи полезных ископаемых.
Похоже, что в гарантиях зарубежный бизнес действительно нуждается: В представленном центром The Heritage Foundation рейтинге стран по уровню экономической свободы в 2014 году Россия заняла 143-е место из 178 возможных. По итогам 2014 года страна набрала 52,1, и хотя это на 0,2 больше, чем в прошлом году, страна, по мнению составителей, остается "относительно закрытой для инвестиций", а гарантии прав частной собственности "претерпели незначительные изменения со времен падения коммунизма".
Применительно к зарубежным инвестициям в геологоразведку проблема состоит не в отсутствии правовых механизмов, регулирующих участие иностранных инвесторов в разработке месторождений, а в правильности, законности и обоснованности действий государственных органов по отношению к таким инвесторам, отмечает Шабанов: "Зачастую государственные органы злоупотребляют правом, используют правовые инструменты с нарушением баланса интересов иностранного инвестора и Российской Федерации. Иными словами, проблема состоит не в отсутствии механизмов правового регулирования, а в обоснованности их применения по отношению к конкретной иностранной компании".
Случаи отказа в предоставлении права на использование разработанного месторождения были ранее и, как правило, носили политический характер: такие меры коснулись месторождений: "Сухой Лог", "Удокан", "Сахалин-3", напоминает Шабанов.
Кроме того, зачастую наблюдается повышенный интерес к фактически используемым месторождениям, например, как в случае с месторождением "Сахалин-2" и компанией "Сахалин энерджи", акционером которой является Shell. Интерес выразился в отзыве ранее выданного положительного заключения, проведении ряда проверок на предмет соблюдения лицензионных требований, добавляет юрист.
Недавно открытые месторождения
- Месторождение им. Филановского на Каспии ("Лукойл")
- Севастьяново в Иркутской области ("Роснефть")
- "Великое" в Астраханской области (АФБ Виталия Ванцева)
- "Победа" в Карском море ("Роснефть" и ExxonMobil).
по данным "Ведомостей"
Ждать ли перемен
Несмотря на яркие цели, от законопроекта едва ли стоит ожидать каких-то существенных изменений, сходятся во мнении эксперты.
Может существенно увеличиться приток иностранных инвесторов в геологоразведывательной области, предполагает Арик Шабанов. При этом, замечает Антон Толмачёв, российскому бизнесу проблем не доставит: отечественные компании практически не занимаются геологоразведкой, поэтому ниша на рынке пока пустует. Возможно, это даже наоборот, вмешательство иностранных игроков простимулирует сопутствующие отрасли и создаст новые рабочие места, предполагает юрист.
О том, что наши ресурсы будут "расхватаны" иностранными бизнесменами, беспокоиться пока не стоит, полагает он: "Во-первых, от стадии разведки до добычи зачастую проходят целые десятилетия, кроме того, добыча и разведка будет невозможна без инфраструктуры, а для этого будет необходима помощь отечественного бизнеса*.