Через несколько дней после назначения прокурором Республики Крым бывший старший прокурор Генпрокуратуры Украины Наталья Поклонская стала звездой интернета. Количество просмотров клипа о ней Enjoykin Nyash Myash менее чем за неделю увеличилось на YouTube с одного до 5 миллионов 700 тыс. чел. По мнению доцента кафедры политической психологии СПбГУ Александра Конфисахора, в случае Поклонской сошлись три фактора, объясняющие её популярность: Крым, статус России и тот факт, что на важную должность назначается молодая симпатичная женщина, которой всего 34 года. "Она, конечно, совершенно не умеет вести себя перед камерами, не умеет говорить, не умеет работать в публичном поле. Не нужно обманываться этой миловидностью, я думаю, что она будет проводить очень жесткую, целеустремленную и направленную политику, ту политику, которая на неё будет возложена", – отмечает Конфисахор. Словно подтверждая его слова, Поклонская подчеркнула в одном из интервью: " Что касается моей внешности. Поверьте, на протяжении 12 лет работы в органах прокуратуры моя внешность мне не мешала. Моими подсудимыми были организаторы и участники разных бандитских группировок, например, из ОПГ "Башмаки", которые отбывают наказание в тюрьмах… Так что пусть моя внешность усыпляет бдительность моих противников…".
О том, почему она ушла из украинской прокуратуры, при каких обстоятельствах согласилась занять должность и.о. прокурора Автономной республики Крым, о реакции на обрушившуюся популярность и массовые комплименты по поводу ее внешности, на угрозы бывших коллег из Киева, а также о многом другом – в публичных высказываниях Поклонской.
О событиях на Майдане в 2013-2014 годах
Узурпация органов государственной власти незаконна: с правовой точки зрения последние события в Киеве – это антиконституционный переворот и вооруженный захват власти. Это вопиющее нарушение всех международных норм. Об этом я говорила в Генпрокуратуре Украины, где работала до назначения прокурором Крыма, и свою позицию я менять не собираюсь.
Это те кульминационные дни, которые останутся в памяти навсегда. Это расцвет нацизма. Это тот нацизм, от которого нас избавили наши деды, бабушки, которые кровью своей полили землю, чтобы мы в спокойной обстановке, в спокойной жизни, в мирной жизни с чистым небом жили. А сейчас на уровне правительства, теперешнего правительства Киева все это поощряется. Нацизм просто выровняли как героизм какой-то, проявление героизма.
Люди добрые, это неправильно – что произошло в Киеве. Это не смена власти, это, знаете, я могу описать такими страшными словами, ну, для меня это было так: это когда из пепелища, из ада, из пекла просто вылезли черти и там устраивали свои бои. Это было именно так. Ни днем, ни ночью покоя не было. Это ночью бой в барабаны, как индейцы, знаете, постоянно били в барабаны. Я не знаю, что они пили, что они ели, но они не уставали..
Сразу начались звонки, угрозы бывших обвиняемых, которые теперь заявляли, что они герои и "майдановцы". Было не столько страшно, сколько противно и обидно, что теперь я не смогу надеть форму – ну как можно служить фашистам? Было досадно, что я одиннадцать лет проработала и всего добилась сама, не с помощью знакомых, свата, брата. А теперь такое позорище, что надо бросать.
Когда я была старшим прокурором и, будучи действующим сотрудником Генпрокуратуры Украины, написала рапорт на увольнение. Было это 25 февраля [2014 г.]. Написала, что мне стыдно стало жить в стране, где по улицам спокойно ходят бандиты. Никаких предложений из Крыма не поступало. Я не знала, где буду работать. Но мне рапорт не подписали. Наташа, сказали они, ты устала, понятно, что очень переживаешь. Поезжай-ка в отпуск. Отдохни. Но я пришла с рапортом и с георгиевской ленточкой в кармане. Сказала, что ничего этого не принимаю и показала им ленточку. Вот моя позиция! И надела ленточку прямо в Генпрокуратуре Украины. И поехала в отпуск в Крым, к родителям. А там уже предложила оказать хоть какую-то помощь правительству Крыма, чтобы помочь людям и не допустить хаоса, который случился в Киеве. А меня вдруг назначают прокурором Крыма. И в тот же день узнаю, что в Киеве на меня завели уголовное дело и уволили со службы.
А согласилась я [занять должность и.о. прокурора АРК] вот почему: все, что видела в Киеве, всё, что делалось новым руководством страны, для меня было дико. Я не могла терпеть это беззаконие и хотела показать людям, что есть защита, что есть закон и все равны перед ним. И власть тоже существует. И власть эта – народа. Мы должны действовать только в интересах народа, а не в интересах отдельных групп и людей, которые захватили неизвестно каким способом эту власть в Киеве. У кого амбиции, у кого корыстные цели, у кого нацизм в голове, а народ-то здесь причем? Люди на Майдане были просто зомбированы. Какая это мирная демонстрация, когда они с битами и оружием шли на штурм госучреждений?
Об угрозах в связи с занятием должности и.о. прокурора Автономной республики Крым
Я знаю, что на Украине в отношении меня возбуждено уголовное дело, я объявлена в розыск. Меня это не пугает, моя совесть чиста. Я всегда действовала по закону и только по закону. Пусть боятся возмездия те, кто пошел против волеизъявления народа и захватил власть. А вот это в любой стране мира является тягчайшим государственным преступлением
Ну как можно женщине угрожать здоровым мужикам? Говорили, ты думаешь, что до суда дело дойдет? Нет. Тебя на кусочки разорвут.
Мне звонили [из Генпрокуратуры Украины], пугали, угрожали, рассказывали, что я в тюрьму сяду, что убьют, разорвут… Откровенно и прямо говорили, что если я сейчас покину прокуратуру [Автономной] Республики Крым и уйду, то они будут расценивать это как добровольный отказ от преступной деятельности. Если же нет, то машина уже выехала со спецназом, меня арестуют, бросят в камеру. Я сказала, что лучше я буду сидеть в камере, чем служить фашистам.
Страха не было, предстояло взять на себя большую ответственность. Страх я выбрасывала – потом буду бояться. Сначала все сделаю, а потом уже побоюсь. Нужно было очень много сделать, чтобы собрать людей, показать, что мы за правое дело.
Я, конечно, переживаю [за семью], но мы делаем благородное дело, доброе дело, светлое дело. Бог нам поможет.
О прокуратуре Республики Крым
Учитывая экстраординарную общественно-политическую ситуацию в стране, попрание всех норм, прав и свобод граждан и видя, что этому способствуют нынешние нелегитимные руководители центральных органов власти Украины, коллектив крымской прокуратуры заявил о выходе из подчинения Генеральной прокуратуре Украины.
Возглавлять Прокуратуру Крыма – это большая ответственность. Быть прокурором Крыма в нынешней ситуации – это для меня не должность, а гражданский и офицерский долг перед крымчанами. Сейчас, как никогда, мы обязаны отстаивать интересы народа, а не отдельных групп лиц, тем более радикально настроенных и пропагандирующих идеалы нацизма и фашизма. Я официально заявляю: неофашистов в Крыму не будет.
Всё, что от меня зависит, все мои полномочия будут использованы на то, чтобы наш народ жил в свободном демократическом государстве. Фашизм в Крыму процветать не будет, и делать ярых националистов и радикалов героями здесь просто никто не позволит. Пусть они забудут раз и навсегда, что к нам в Крым можно приехать и кричать свои бандеровские лозунги. Да и, прежде чем кричать, что правительство Крыма нелегитимно, пусть сначала посмотрят на себя.
Я хочу, чтобы люди отзывались о прокуратуре положительно. И чтобы в руководстве страны [РФ] увидели, что они не ошиблись с Крымом. И тут надо выбор делать: либо ты думаешь о себе, либо ты думаешь о той функции, которую несешь.
У нас очень слаженный коллектив. Люди всё понимают и работают с полной отдачей. Ведь прокурорский работник просто не имеет права на ошибку – от его профессиональной грамотности зависят человеческие судьбы. Так что мы делаем все возможное, чтобы в кратчайшие сроки изучить все необходимые нормативно-правовые акты. Многие из нас уже сдали экзамены на знание российского законодательства.
Ну и, конечно, я не потерплю в прокуратуре Крыма ни одного человека, в отношении которого будут обоснованные поводы усомниться в порядочности и профессиональной чистоплотности. Это даже не обсуждается. Независимо от стажа работы и занимаемой им должности.
О партийности
Я никогда не состояла ни в одной партии, так как понимаю: прокурор должен быть вне политики. Мы должны быть аполитичными, но мы не должны быть слепыми!
Да, я аполитична, но обязана стоять на страже закона. Чтобы народ не думал, что здесь таким вот майданным образом можно захватить власть. А то что это? Взяли лопаты, вилы, "коктейли Молотова" и пошли громить! А кого в результате выбрали? И кто их ведет в яму? Я всего этого не понимаю.
Об отношении к санкциям Запада
Я хочу поблагодарить Запад за санкции. Потому что это хорошая оценка моей работы во благо России. Ведь боятся как Россию! Да слава Богу, что эти санкции есть. У них там и браки однополые, безнравственность сплошная, разложение абсолютно всего. Санкции могут быть стимулом для того, чтобы чиновники быстрее и активнее развивали здесь [в Крыму] и туризм, и курорты, и красоту наводили. Чтобы понимали, самим сбежать куда-то отдохнуть на далекие острова у них не получится, потому что санкции. Здесь делайте красоту. А я лично вообще не страдаю по поводу санкций.
Нам надо помнить – нет будущего у того, кто не помнит и не извлекает уроки из истории своей. Украина и Америка – это не братские народы. Но братский народ – это мы все. Вместе веками, поколениями. Мы одно целое.
Все прекрасно знают, что одно-единственное оружие, которого нет ни у одной страны мира, которое невозможно продать, купить, передать, позаимствовать, – это наша сила духа многонационального российского народа.
О своей популярности
О том, что я стала героиней японских мультфильмов аниме, я впервые узнала от своей дочери.
Есть же рисунки всяких чиновников, политиков и других публичных людей. Я к этому так и отношусь – никуда от этого не уйдешь. Я очень поздно приезжаю домой после работы, и дочка, ежедневно отслеживая все эти рисунки, потом радостно рассказывает мне… Дочке это, конечно же, интересно. А я не вникаю, потому что просто нет времени. Насчет того, узнают ли меня на улицах, – не было еще такого, что кто-то подбежал и сказал, что меня узнал. Никто мой телефон звонками не обрывает, я же все-таки не супермодель.
Я хочу, чтобы меня люди оценили по результатам моей работы. Вот когда я принесу пользу людям, тогда они меня оценят. А по поводу мультиков и всего остального – если честно, у меня не было времени посмотреть даже…
Популярность – это не то, чем необходимо жить, так как сегодня популярность есть, завтра её нет.
Когда я занимала должность симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, я своим подчиненным говорила: "Я сегодня в этом кресле, а завтра я могу быть таким же рядовым прокурором, как и вы". Поэтому всё в этом мире взаимозаменяемо. Нельзя полностью уходить в эту популярность.
Я спокойно отношусь к своей популярности, так как это – временное явление. Не буду скрывать, мне приятна эта популярность… Всё это, конечно, хорошо, это красиво, это жизнь, но я себя ловлю на мысли, что нельзя полностью впадать в эту популярность.
Я хочу, чтобы меня воспринимали как прокурора, и я этого добьюсь.
Я прокурор, и никаких "Няш-Мяш" не допущу.
Я знаю, что существует несколько десятков страниц, которые ведутся якобы от моего имени. Но могу официально заявить, что все это подделка или, как сейчас модно говорить, – фейк… Я нигде не зарегистрирована. У меня была когда-то страничка в "Одноклассниках", но я ее удалила еще до назначения… Единственный сайт в Интернете, на котором я официально присутствую, – это сайт прокуратуры Республики Крым.
С учетом объемов работы прокуратуры Республики Крым и тех задач, которые необходимо решать, у меня времени физически ни на что другое не остается. О каких блогах и социальных сетях может идти речь?
О своей внешности
Что касается моей внешности. Поверьте, на протяжении 12 лет работы в органах прокуратуры моя внешность мне не мешала. Моими подсудимыми были организаторы и участники разных бандитских группировок, например, из ОПГ "Башмаки", которые отбывают наказание в тюрьмах. Делайте выводы. Так что пусть моя внешность усыпляет бдительность моих противников…
Лишь бы мою работу оценивали адекватно, а внешность – дело наживное.
Прокурор должен быть подтянутым, красивым, в хорошей физической форме – это же офицер.
Раньше я бегала по утрам, сейчас хочу эти пробежки возобновить. Да и простые физические упражнения на пресс делаю, гимнастику.
О личном
Я живу в Крыму с 10-летнего возраста. Самые замечательные годы прошли здесь, я считаю себя крымчанкой и собираюсь жить и работать на родной земле.
Детская мечта – стать артисткой.
Я закончила семь классов музыкальной школы по классу фортепиано. Но никогда не планировала поступать в консерваторию или всю жизнь заниматься музыкой. Хотела учиться на юридическом, так и вышло.
Мне приятно, что дочь моя теперь говорит: "Мама, я тоже буду прокурором".
Иногда мы думаем, что выбираем сами, строим свою судьбу, делаем определенный выбор. Но всё делается по воле Божьей.
В жизни столько встречала предателей, трусов и подлецов… Ну, они встречаются каждому на жизненном пути, без этого не бывает – чтобы понять вкус сладкого, нам надо для начала попробовать горького, чтобы потом сравнить. На то и дается жизнь, чтобы сравнить хорошее и плохое и сделать определенные выводы.
Хобби у меня есть: играю на пианино, рисую картины, правда, времени на это давно не хватает. Тем более сейчас, когда на кону стоит будущее Крыма.
Смотреть мне нравится фигурное катание.
Несмотря на серьёзную руководящую должность, в личной жизни у меня всё хорошо. У меня полноценная семья: заботливый муж [до этого признания считалось, что Поклонская после развода замуж второй раз не выходила], любящая дочь, родители и бабушка.
Мой идеал, это, конечно, муж.
Я счастливая, у меня все есть.
О воспитании дочери
Я хочу, чтобы мой ребёнок жил в честной стране, а не в бандеровской, предательской, нацистской. Мне стыдно было, что я гражданин того государства. Мне бабушка звонила и плакала: возвращаются времена, когда была оккупация. Ей 86. Она помнит немцев и помнит украинских полицаев. Как они издевались! Как я буду смотреть бабушке в глаза, если надену форму и буду служить этой самой "Галичине"?
Я сделаю все, чтобы мой ребенок гордился мной и гордился тем, что он живет в такой великой державе, как Россия. Чтобы дочь моя чтила память погибших в Великой Отечественной. Чтобы чтила память двух моих дедов, которые погибли в этой войне. Чтобы памятники не разрушались.
История о Поклонской
"Наталья Владимировна вела себя очень мужественно. Мы сменили шесть потенциальных прокуроров за три дня… Приглашали мужчин, которые работали в прокуратуре и были лояльны к России, но стержня ни у кого не оказалось. Одного жена не пустила, у другого прыщик выскочил… А Поклонская ходила в Киеве с георгиевской лентой, оставила свое удостоверение в генпрокуратуре Украины, поняв, что с подлецами ей не по пути, и пришла к нам с вопросом: что нужно Крыму? Мы спросили: прокурором пойдешь? Она говорит: да. И всё. Где еще в мире есть такая красивая, молодая женщина-прокурор? Мы рады, что у нее число просмотров на YouTube больше, чем у всех американских звезд вместе взятых…"
Сергей Аксенов, глава Республики Крым
"Российская газета", март 2014, апрель 2014; "Комсомольская правда", март 2014, июль 2015; "Крымская правда", март 2014; НТВ, март 2015 и некоторые другие открытые публикации в интернете.