"Право.ru" представляет второй сезон собственного сериала – обзоров знаковых телешоу, достойных внимания юристов. Для этой части критик журнала The Hollywood Reporter отобрал пять теледрам про вымышленного адвоката, выступающего в настоящих процессах, потайные страсти британских барристеров и наизусть цитирующих конституцию бостонских альфа-самцов в шикарных галстуках.
Первый сезон обзора сериалов для юристов можно посмотреть здесь.
1. "Схватка" (Damages, 2007–2012)
Почему надо смотреть? Кто-то скажет, что это судебная теледрама, по уровню сравниваемая с "Кланом Сопрано" или "Безумцами". Другие считают ее обычным телемылом.
Заманить актрису калибра Гленн Клоуз в сериал – и можно считать, что половина пути к успеху пройдена. Клоуз исполняет роль Пэтти Хьюз, безжалостного адвоката, которая берется за дело, только если на кону стоит очень многое, – вот вам и идеальная антигероиня. Талантливая Эллен Парсонс (Роуз Бирн), только что окончившая юридическую школу, становится ее протеже, а их отношения начинают походить на затейливую игру в кошки-мышки. В основе каждого сезона этого многосерийного триллера лежит лишь одно дело, и часто отсылающее к новостным заголовкам того года: здесь всплывают и финансовые пирамиды, и скандал с компанией Enron, и Джулиан Ассанж с Wikileaks. Но сериал старается держаться подальше от cудебных заседаний, рассказывая больше о жизни персонажей и их обильных правовых маневрированиях – простых историях и понятных всем эмоциях, скрывающихся за скандальными и сложными новостями. Персонажей исполняют актеры поразительного уровня, явно слетевшиеся на имя Клоуз, – чего стоит Тед Дэнсон в роли сидящего на кокаине миллиардера или Джон Гудман.
Сериал так и не достиг рейтинговых высот классических телешоу последних лет, и объяснить, почему так произошло, не так уж и просто. Глава канала FX признавался, что хоть и является поклонником шоу и понимает его амбиции, но каждый раз продлевал его на следующий сезон скрепя сердце. Заядлые фанаты считают сериал слишком заковыристым для большинства зрителей и утверждают, что все дело в шестикратной номинантке на "Оскар", чье имя украсило юридический триллер с замороченным сюжетом, обманув надежды аудитории, предвкушавшей очередной "Карточный домик". Третьи считают, что сочный скандал из новостей не так уж просто превратить в такой же сочный телесезон. И почти все они соглашаются, что сериал затянут – как будто есть судебные тяжбы, которые разрешаются в мгновение ока на глазах аудитории, беснующейся, как на рок-концерте. Тут уж либо "шашечки", либо ехать.
2. "Шелк" (Silk, 2011–2014)
Почему надо смотреть? Чтобы понять, как выглядят судебные слушания в Туманном Альбионе.
Марта Костелло (в ее роли – Максин Пик) приехала с севера в Лондон, полная амбиций, и служит адвокатом, претендуя на право получить "шелк" – звание королевского барристера. Она готова взяться за любое дело и защищать самых ужасных и распоясавшихся людей – главное, чтобы ее внутренний моральный стержень остался непоколебимым под непреложными мантией и париком. Ее коллега Клайв Ридер (Руперт Пери-Джонс) также вынужден периодически надевать эти нелепые предметы гардероба, и между ними развязалось острое соперничество, позже перетекшее в настолько теплые чувства, что пара готова предаваться им прямо на рабочем столе – рискуя, что их застанут коллеги.
Сценарист сериала Питер Моффат, сам бывший барристер, признается, что именно ради этого все и задумывалось: "Я хотел сделать так, что каждый судебный процесс и дело в сериале несли бы в себе мясистую, сложную моральную или этическую дилемму, которая бы довлела над адвокатами не только на работе, но и дома". Получилось откровенное, бескомпромиссное и местами возмутительное описание жизни заступников – настолько, что некоторые настоящие барристеры зарегистрировались в "Твиттере", чтобы сообщить о небольших неточностях.
Без неточностей никак не обойтись, когда идет работа над тем, чтобы вытянуть неприглядные британские правонарушения – изнасилования в пабах и разгром магазинчика на углу с нанесением тяжелых увечий – на прилизанный и глянцевый уровень американских сериалов. Но места, акценты и юмор остаются при этом донельзя британскими. "Почему устрица первой ушла с вечеринки? Потому что она потянула мышцы". Классический английский анекдот, на который и сами англичане не знают, как реагировать, здесь также в наличии.
3. "Как избежать наказания за убийство" (How to Get Away with Murder, 2014 – настоящее время)
Почему надо смотреть? С гарными и ладными студентами юридической школы в главных ролях не соскучишься.
Сценарист Шонда Раймс создала один из самых успешных сериалов в истории – "Анатомию страсти". Во многих юридических драмах важным фактором служат юридические нюансы и детективная работа, которую предстоит проделать, чтобы найти улики и доказать невиновность обвиняемого. В сериале Раймс зрители могут проводить собственные расследования и предсказывать, каким образом адвокат поможет своим клиентам.
В роли адвоката выступает Аннализ Китинг (ее играет Вайола Дэвис, по праву взявшая награду "Эмми" за эту роль) – темнокожая, безжалостная, аморальная, но уязвимая где-то в глубине души. Она преподает своим студентам курс, по которому и назван сериал, – предлагая не на теории, а на практике создать, например, защиту для брошенных женщин, отравивших своих любовников аспирином. Лучшие студенты отправятся с ней в суд и будут помогать ей во время слушания. А те счастливцы, кто закончит весь курс с отличием, получат работу в ее фирме.
Когда Раймс спросили, почему в ее драмах столько расовых и гендерных вопросов, она ответила: "Я пишу истории, которые интересны мне, о персонажах, которые интересны мне". Если Раймс и кривит душой, то самую малость – кого не заинтересует клубок взаимоотношений между загорелыми и подкачанными мальчиками и девочками самой разной сексуальной ориентации, которые к тому же вынуждены постоянно обманывать и подсиживать друг друга?
"Как избежать наказания за убийство" начинает и завершает сезоны очень ударно, а в промежутке вываливает на зрителя целый ворох флэшбеков и перемоток событий вперед. Сюжетные линии эпизодов расползаются во все стороны, что змеи на голове Горгоны – вот Аннализ обещает грязно подставить адвоката, представляющего интересы приемного сына, обвиняемого в убийстве родителей, чтобы забрать дело себе. Но к ней неожиданно возвращается старая зазноба Ив (в ее роли – бывшая девушка Бонда, Фамке Янссен). Одна из студенток продолжает получать эсэмэски от таинственного пользователя под псевдонимом Eggs911. А ведь есть еще и Коннор с Оливером, которые живут друг с другом и диагнозом ВИЧ. Критики смотрят на шоу немного снисходительно, но впрямую атаковать его не решаются – ведь его герои действуют, руководствуясь девизом "Либо ты с нами, либо ты будешь следующим трупом".
4. "Юристы Бостона" (Boston Legal, 2004–2008)
Почему надо смотреть? Полное погружение в кроличью дыру правового безумия.
Когда Дэвид И. Келли начал снимать "Юристов Бостона", задуманный как спин-офф сериала "Практика", самый успешный сценарист судебных драм в истории имел у себя в загашнике целый сонм дел, описанных им за 25 лет для других шоу. И в "Юристах" Келли в основном перерабатывает многие из тех дел, учитывая политический климат того времени (в период, когда сериал шел в эфире, президентом США был консерватор Буш-младший).
Главным лицом и продавцом этих идей служит Алан Шор в исполнении Джеймса Спейдера – либерал до мозга костей, женоненавистник и извращенец, – но и щеголь в галстуках малахитового шелка, назубок знающий конституцию и умеющий апеллировать к зрительскому чувству справедливости. Помогает ему Уильям Шэттнер в роли Дэнни Крейна – который "ни разу не проиграл ни одного дела", но чувствует приближение Альцгеймера. Пара возглавляет бостонскую юридическую фирму, принимающуюся за любые гражданские дела (даже те, от которых отказались все остальные) и выигрывающую их.
И если в "Элли Макбил" Келли откровенно переборщил с безумием, то здесь он умудрился найти правильный баланс. В том числе тут идеально уравновешены юмор и драма – как, например, в эпизоде под названием "Настоящая любовь", где Шор берется представлять в суде мужа своей любовницы, к которой еще питает чувства. Супруг и соперник, один из лучших кардиологов города, обвиняется в убийстве, и защитить его может лишь проникновенное выступление жены перед присяжными. Она выступает сверхубедительно, но совсем неожиданно для Шора (но не для тех, кто смотрел "Свидетеля обвинения" Билли Уайльдера с Марлен Дитрих). И в тот момент, когда зритель вместе с героем начинает чувствовать, что его глаза предательски увлажняются, на помощь спешит верный Дэнни Крейн с рингтоном, раздающимся откуда-то из области паха.
5. "Безрассудный" (Reckless, 2014)
Почему надо смотреть? Чтобы узнать, что юристы тоже делают это (представьте себе).
Город Чарльстон в Южной Каролине раздираем жутким секс-скандалом в среде полицейских, и молодые прокурор с адвокатессой в мини и на супервысоких шпильках (все время ощущает жару, а имя Перри Мэйсона ничего ей не говорит) вынуждены изо всех сил скрывать страсть, которая полыхает между ними.
Пилотную серию сняла Кэтрин Хардвик, режиссер "Сумерек", присутствует в кадре и вышедший оттуда же Кэм Жиганде (довольно часто с обнаженным торсом). Есть и сюжетная линия длиной в весь сезон с сотрудницей полиции, которая судится с отделом полиции города за сексуальные домогательства. В наличии и большое количество клише и общих мест – здесь акценты и расчеты, устремление на совершенно другие составляющие, что понятно по названию. Если вы это пропустили, то развернитесь и отдохните как следует (а потом обязательно сходите в душ), потому что во втором сезоне этой плотской теледраме увы, отказали – неубедительно, мол.
Обзор подготовил Илья Миллер, шеф-редактор киножурнала The Hollywood Reporter.