ПРАВО.ru
Сюжеты
27 октября 2016, 14:15

Первые итоги: с какими проблемами сталкивается ЕАЭС

Первые итоги: с какими проблемами сталкивается ЕАЭС

Активными темпами идет экономическая интеграция России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии, но на этом пути встречаются самые разные проблемы. О том, в чем они заключаются и как их лучше решить, поговорили эксперты на конференции "Право.ru" – "Евразийский экономический союз: правовое регулирование международного таможенного сотрудничества". Своим мнением поделились не только юристы, но и работники Евразийской экономической комиссии совместно с представителем суда ЕАЭС. 

Как мы пришли к ЕАЭС

В мире на настоящий момент насчитывается более десяти таможенных союзов. История старейшего из них – Южноафриканского – восходит еще к 1889 году. Такие объединения предусматривают отмену таможенных пошлин для стран-участниц в торговле между ними. Это своего рода форма коллективного протекционизма от третьих государств. По словам Андрея Точина, руководителя центра экспертизы и продвижения внешнеэкономических инициатив, самым успешным можно считать Европейский таможенный союз: "Не менее популярны и проекты таможенных союзов Южной Америки, однако эффект от ЕС все же сильнее". В Европе общий рынок начал функционировать с 1993 года, когда отменили все традиционные проверки на внутренних границах и прочие таможенные формальности.

Примечательно, что США не участвуют в таможенных союзах вообще, зато развивают зоны свободной торговли. Точин отметил, что последние активно способствуют повышению эффективности производителя и конкурентоспособности товаров: "В этом плане характерно, что зона свободной торговли СНГ направлена скорее на безболезненное размежевание экономик стран, которые еще недавно были единым союзом". 

Спикер рассказал краткую историю, которая стала одним из толчков для скорейшего создания Таможенного союза ЕАЭС, в котором участвует Россия. Еще с 2003 года велась работа над проектом единого экономического пространства с привлечением Украины, но в 2006 году стало понятно, что инициативу реализовать не получится. Тогда стала активнее продвигаться идея сформировать Таможенный союз – сначала с участием трех стран: Казахстан, Россия и Белоруссия, которые осенью 2007 года подписали договор о создании единой таможенной территории и Таможенного союза. Объединение начало свою деятельность с 1 июля 2010 года, когда вступил в силу объединенный Таможенный кодекс трех стран. В декабре того же года на саммите ЕврАзЭС достигнуто соглашение образовать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на базе Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Уже в ноябре 2011 года на первом саммите Высшего Евразийского экономического совета стартовала работа над написанием договора ЕАЭС. По итогам мероприятия президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли декларацию о евразийской экономической интеграции. Она стала своего рода "дорожной картой" развития интеграционного взаимодействия. От нашей страны в подготовке договора ЕАЭС участвовало около 30 федеральных органов исполнительной власти. Правовую основу документа составили базы Таможенного союза и Единого экономического пространства: их нормы оптимизировали, усовершенствовали и гармонизировали с правилами Всемирной торговой организации.

По договору ЕАЭС Россия, Белоруссия и Казахстан (прим. ред. позже к ним присоединились Армения и Киргизия) приняли на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и вести согласованную политику в основных отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве. Документ вступил в силу на всей территории Таможенного союза с 1 января 2015 года.

Барьеры на пути

Но все оказалось не так гладко, как хотелось бы. Во взаимной торговле имеют место определенные препятствия, которые Сергей Савостьян, врио заместителя директора Департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), разделил на три группы:

1) Барьеры – препятствия, которые создает государство – член союза для свободного перемещения товаров и иных услуг в нарушение положений договора ЕАЭС и прочих международных документов.

2) Изъятия – оговорки о неприменении членом союза отдельных положений договора ЕАЭС.

3) Ограничение – страна-участница объединения вводит какое-то препятствие через национальное законодательство, если право союза это допускает.

Одной из главных задач подразделения, где работает Савостьян, как раз и является налаживание деятельности внутренних рынков без перечисленных препятствий. Для этого они тесно взаимодействуют с бизнесом, который напрямую сталкивается с теми же существующими барьерами. По словам спикера, департамент функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии следит за исполнением государствами-членами союза положений договора ЕАЭС и содействует устранению нарушений. 
Савостьян презентовал участникам конференции электронный реестр препятствий – это внутренняя база, которую они ведут для более эффективного решения своих задач. Эксперт сообщил, что уже заработал специальный информационный ресурс для жалоб граждан и государственных органов на препятствия: "Мы стараемся устранить барьеры, когда видим четкое нарушение права". 

На конкретном примере проиллюстрировал тему препятствий Александр Косов, адвокат, к. ю. н., партнер "Пепеляев Групп". Он остановился на спорном моменте технического регулирования и задался вопросом, не является ли оно барьером в международной торговле. Все упирается в проблему маркировки ввозимых товаров, а именно момент, когда она должна осуществляться. По словам Косова, четкого правила нет, и здесь важно разобраться в терминологии. Некоторые таможенники считают, что оценку товара – маркировку на соответствие техническим регламентам ЕАЭС – нужно делать еще до подачи таможенной декларации. За нарушение такого порядка выписываются штрафы до 300 000 руб. (ст. 16.2 КоАП). С подобной проблемой столкнулись предприниматели, которые хотели ввезти продукцию через пропускные пункты Новороссийска и Балтики. Юрист отмечает, что вообще-то правоприменение должно соответствовать целям регулирования, а не создавать излишние препятствия. По его мнению, маркировку можно нанести и на складе импортера, чтобы не создавать дополнительных барьеров предпринимателям. 

Судебная практика, которую привел партнер "Пепеляев Групп", тоже не дает однозначного ответа, так как весьма противоречива. Например, спор по ввозу плодов граната из Египта суд решил в пользу импортера. Таможенники тогда уверяли, что декларация соответствия не относится к товарам, которые не промаркированы. Однако суды трех инстанций посчитали иначе (дело № А32-2256/2016). К иному выводу по другому подобному спору пришел Верховный суд. Он посчитал, что маркировку нужно наносить до подачи таможенной декларации (дело № А21-1074/2015). 

Косов уверен, суд ЕАЭС мог бы исправить ситуацию, но беда в том, что обратиться туда от России может только Минюст: "В Министерстве, видимо, считают, что чем меньше обращений, тем лучше, так как ни одно из наших заявлений они не перенаправили в суд ЕАЭС". 

О том, как лучше сориентироваться в противоречивой судебной практике, сообщила Александра Салахова из "Право.ru". Она представила систему Caselook, которая помогает сформировать свою позицию не только по определенной категории споров, но и к конкретному судье. 

Налоговая политика и экспортный контроль

Об основах налоговой политики ЕАЭС говорил Нурматбек Мамбеталиев, начальник одноименного отдела Евразийской экономической комиссии. Среди главных задач своего направления он выделил следующие: 1) Обеспечение недискриминационного налогообложения. 2) Координация налоговой политики и администрирования государств-членов ЕАЭС по косвенным налогам во взаимной торговле, гармонизация ставок по наиболее чувствительным подакцизным товарам. 3) Взаимодействие и обмен опытом между ведомствами стран-участниц.

Уже есть и практические результаты по перечисленным целям. Так, например, удалось установить льготную ставку по НДС – 12% (прим. ред. общепринятая ставка составляет 18%) для соков детского питания, которые ввозят в России с территории других членов союза. По словам Мамбеталиева, получилось решить и еще одну проблему, связанную с двойным обложением НДС тех товаров, которые ввозятся для личного потребления. Сюда относится транспорт и те материальные ценности, которые передаются между подразделениями одного юридического лица по территории стран союза. 

Спикер отметил, что не все гладко и пушисто, как хотелось бы, к примеру, не выстроен должным образом рынок табачной и алкогольной продукции. Но в настоящий момент уже идет разработка концепции по гармонизации ставок на акцизы.

Тему экспортного контроля поднял Сергей Захаров, который является заместителем начальника одноименного управления в ФСТЭК России. Он считает, что экспортный контроль не является запретительным: "Это скорее разрешительная система". Спикер рассказал о проекте соглашения по единому порядку экспортного контроля между странами-участницами союза. По его словам, разработка документа застопорилась из-за Казахстана. Эта страна не согласилась с некоторыми положениями, посчитав, что они угрожают интересам безопасности государства. Мы пытаемся искать какие-то компромиссы для разрешения сложившейся ситуации, сейчас ведется работа над документом в трехстороннем формате – с участием России, Белоруссии и Казахстана, подчеркнул Захаров: "О ее завершении пока рано говорить, все упирается в необходимость изменений нормативной базы Казахстана, этот вопрос затрагивает уже дипломатические сферы". 

Хитрости предпринимателей в суде ЕАЭС

Вопросу тарифного регулирования ЕАЭС свое выступление посвятила Инна Елисанова, старший юрист Dentons. Она отметила, что в законодательстве ЕАЭС установлена возможность применения ставок ввозных таможенных пошлин, которые отличаются от единого тарифа. Например, это возможно в том случае, если ставка существенно влияет на экономику страны-участницы союза. Единый же тариф формируется исходя из двух главных факторов: имплементация тарифных обязательств перед ВТО в связи с присоединением некоторых стран-членов союза (прим. ред. – Россия и Казахстан) к этой организации и применение мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, чтобы обеспечить экономические интересы государств, входящих в ЕАЭС. Юрист озвучила и основные направления таможенно-тарифной политики России, за которые отвечает Правительство. 

Кристина Балева, юрист Dentons, коротко рассказала собравшимся о главной проблеме защиты интеллектуальной собственности на территории ЕАЭС. На настоящий момент в специальный Единый таможенный реестр ОИС не включено ни одного объекта, хотя он начал функционировать еще в 2010 году. Трудности создает то, что регистрируемый объект подлежит охране в пяти странах, а эта процедура требует как временных, так и материальных затрат. Например, регистрация товарного знака только в России занимает примерно 18 месяцев в Роспатенте.

От суда ЕАЭС на конференции присутствовала судья, д. ю. н., профессор Татьяна Нешатаева. Она сразу подчеркнула, что международно-правовая норма не может быть написана идеально для всех, ведь у каждой страны своя ментальность. По ее словам, главная функция суда – устранить противоречивость нормы, которая явно мешает предпринимателям. Она выделила три группы споров, которые рассматривает их суд. Первая из них – межгосударственные дела, когда министерства, ведомства, правительства и даже президенты стран не могут договориться: "В Европе такие противоречия обычно разрешаются еще на досудебных стадиях". Ко второй категории относятся заключения, которые раньше назывались преюдициальными запросами. От России и Белоруссии с такими заявлениями может обращаться только Минюст. В Казахстане такими полномочиями наделена даже палата предпринимателей. На разбирательство в суде ЕАЭС имеют право и хозяйствующие субъекты. Нешатаева отметила, что заявления, которые они получали от предпринимателей, часто подавались неправильно: "Они не могли обосновать, что затронуты именно их интересы в спорной ситуации". Судья рассказала и о том, как порой хитрят бизнесмены. Например, имел место случай, когда коммерсант обратился в суд, чтобы отменить положения о льготах для ввоза новой техники. Оказалось, он сам работал на рынке старой продукции и таким образом решил создать проблемы конкурентам.

Подводя итог, эксперт подчеркнула, что суд ЕАЭС работает неплохо, и арбитражные суды учитывают их позиции. Нешатаева заметила, что правовая система большая и сложная, поэтому юристам надо ее лучше изучать, чтобы выигрывать дела.