ПРАВО.ru
Сюжеты
15 мая 2017, 11:42

Искусство проигрывать: ведущие юристы – о поражениях в суде

Искусство проигрывать: ведущие юристы – о поражениях в суде
Фото с сайта tradingmylife.ru

Досада, гнев, раздражение обычная реакция на поражение в поединке. И поединок в суде не исключение. Проиграть дело обычная ситуация для юриста, неизбежная, хотя и неприятная часть работы каждого профессионала. Говорить об этом адвокаты не любят: одни ссылаются на суеверия, другие заявляют, что побеждают всегда. Но факт остается фактом: в суде одна из сторон всегда проигравшая. "Право.ru" поговорило с известными адвокатами и выяснило, как они переживают поражения в суде, справляются с негативными эмоциями и как юристу следует воспринимать неуспех.

 

Вадим Клювгант, адвокат, к. и. н., вице-президент Адвокатской палаты Москвы

По-моему, мудрый "сценарий поведения" предложил Б. Л. Пастернак:
"...Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца".

Думаю, слова поэта вполне по теме. В самом деле, если юрист сделал в интересах доверителя всё возможное наилучшим образом, но суд его не поддержал, то такой юрист, бесспорно, остался профессионально жив, не изменил себе, сохранил лицо и достоинство. И как ни досадно бывает от поражения в честном поединке, оно – вовсе не повод "посыпать голову пеплом". Это рабочая ситуация в профессии, дающая повод провести анализ, извлечь уроки и продолжить путь к цели (который, кстати, может быть очень долгим).

Надо помнить: юрист принимает поручение и в том случае, когда правовая позиция доверителя вызывает у него сомнение, но не выглядит заведомо безнадёжной. А от принятой уголовной защиты отказаться и вовсе нельзя, какой бы "безнадёжной" она ни была. Поэтому пока есть шанс, за него надо бороться, и бороться до конца, рассчитывая силы и всегда, в любой ситуации, сохраняя достоинство.

Важно помнить и то, что лучший результат разрешения спора (а значит, самая большая победа) – закончить его миром всегда, когда это возможно, а вовсе не подвергнуть противника поруганию и унижению. Юрист, который забывает, что решение по делу принимает не он, а суд – плохой юрист. Юрист, который обещает и внушает доверителю, что благодаря ему и его "особому, исключительно победительному" подходу, суд всё решит "как надо", подлежит изгнанию из профессионального сообщества и преданию профессиональной анафеме. Потому что "решальческая" деятельность ничего общего с юридической профессией не имеет.

Что же касается "специальных" дел, в которых нет честного поединка равноправных сторон, нет ясных правил состязания, а есть изначальная "запрограммированность" на определённый исход дела, то в них и критерии победы другие. По понятным причинам, в этих делах содержание конкретного судебного решения не столько свидетельство поражения, сколько знак игры без правил (к тому же в решениях по таким делам и содержание, и логика, и право зачастую вовсе не присутствуют). Это рабочий материал для дальнейшего пути. Критериями же здесь могут служить моральное превосходство, поддержка профессионального сообщества и просто нормальных людей, которые всё понимают правильно, признательность доверителя за то, что не бросил и не халтурил, возможность продолжать борьбу и, в конце концов, очень важное чувство честно исполненного долга. 

Максим Кульков, управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнёры"

Поражения воспринимаю болезненно, по крайней мере, первые несколько часов или даже день-два. При этом эмоций стараюсь не демонстрировать, юрист должен в таких случаях держать "покерное лицо", чтобы не доставить радости оппонентам и не привести в отчаяние клиента.  

После первого шока приходит время разбора полетов. Очень важно понять, что было сделано не так. Я никогда не ругаю ни себя, ни своих сотрудников за поражения сами по себе. Все мы знаем, что можно блестяще подготовить дело, но при этом с треском проиграть его, особенно в российском суде. А вот если дело было подготовлено плохо, начинаются претензии и к себе и к сотрудникам. Если не выявить допущенные ошибки и не понять способы их устранения на будущее, все будет повторятся из раза в раз.

Александр Боломатов, партнёр "ЮСТ"

Я с большим трудом переживаю поражения и сильно этим всегда недоволен. Подход совсем не изменился с годами. Каждый раз очень грустно за клиента, за его интересы, всегда хочется помочь. Единственное, что иногда утешается, это если ты смог клиенту заранее сказать о возможном негативном сценарии, предупредить его, постараться уменьшить как-то негативный эффект.
В этом случае стараюсь предложить варианты дальнейшего развития событий, уменьшить негативные последствия, чем-то еще помочь. К сожалению, с горечью неудачи никак нельзя справиться, тут ничего не помогает. 
Лучший и самый честный сценарий для юриста – открытость и откровенность с клиентом. Это залог того, что клиент продолжит доверять тебе как специалисту и человеку.

Александр Забейда, управляющий партнер АБ "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры"

Тема проигрыша очень актуальна для адвокатов, которые специализируются на защите по уголовным делам. По статистике российские суды выносят оправдательные приговоры примерно в 0,2% случаев, а это значит, что если дело поступило в суд и не получилось возвратить его на доследование, по факту вы можете биться лишь за изменение квалификации в случае излишнего вменения или за размер наказания. Когда адвокат только начинает практику и ещё не сталкивался с обвинительным уклоном судебной системы, проигрыши воспринимаются очень болезненно. Особенно теми, кто только недавно перешёл на сторону защиты, а ранее работал следователем или прокурором. Когда ты на той стороне, суд тебя слушает, почти всегда с тобой соглашается, а если ты немного нарушил закон, то ничего страшного, приговор все равно будет обвинительный. Перейдя в защиту, ты вроде не изменился, глупее не стал, и вещи говоришь разумные, но все улетает, как в пустоту. При таких обстоятельствах, чтобы не потерять интерес к профессии, нужно заранее скорректировать свои ожидания и настроиться на то, что 90% работы будет на корзину. Но если эту работу не делать, победы не добиться никогда.

Эмоции не только не помогут делу, но и могут серьёзно навредить. Надо помнить, что это не окончательный результат, нужно собраться, отряхнуться и работать дальше. Нужно научиться с достоинством принимать поражения. Нет более жалкого зрелища, чем адвокат, сыплющий проклятиями в адрес всего и вся после получения результата, которого он не ожидал. И, конечно, ни в коем случае нельзя обвинять в поражении своего доверителя, если он в чем-то вас ослушался или не согласился с вашей стратегией, или даже если в поражении он обвиняется вас. Поверьте, в момент оглашения приговора или решения суда по мере пресечения ему гораздо тяжелее. Дорогу осилит идущий.

Александр Хренов, управляющий партнёр "Хренов и партнёры"

Проигрывать всегда неприятно. Особенно в профессиональной сфере. Тем более в случае, когда ты уверен, что закон на стороне твоего клиента – такие ситуации вызывают наибольшее разочарование, а подчас и возмущение. В отличие от потребительского рынка, где "клиент всегда прав", суд, к сожалению, бывает неправ. Именно поэтому система предусматривает наличие нескольких инстанций, каждая из которых может поправить ошибки нижестоящего суда. Иногда я с сожалением говорю себе, что правосудие восторжествовало… и над законом, и над справедливостью.

Эмоции, естественно, негативные: разочарование, сожаление, возмущение. В большей степени – когда ты уверен в правомерности своей позиции и сделал все необходимое, чтобы донести ее до суда, а суд в ней не разобрался. В меньшей – когда ты изначально понимал, что требования процессуального оппонента в целом законны и обоснованны. Эмоции я не демонстрирую – стулья не ломаю, пепельницы в стену не бросаю. Переживаю проигрыш, так скажем, интеллигентно, в обсуждении с коллегами.

С опытом ты лучше понимаешь реалии жизни вообще и судебной системы, в частности. И признаешь, что как бы профессионально и добросовестно ты не делал свою работу, у человека в судебной мантии могут быть свои представления о действии закона применительно к обстоятельствам. Это понимание несколько снижает остроту переживаний, хотя и не избавляет от них вовсе. Любой практикующий юрист рассчитывает на законное, справедливое, умное решение суда. Когда эта надежда умирает, из профессии надо уходить.

Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC

Сама я в судах бываю редко. Обычно, когда ситуация уже хуже некуда. Тогда едешь для того, чтобы не бросать своих коллег в трудную минуту и смотреть в глаза при оглашении.

Думаю, все согласятся, что поражение поражению рознь. Сильная острая борьба с профессионалами – удовольствие для обеих сторон. Такой проигрыш продуктивен и результативен. Бывают те, после которых не хочется заниматься профессией. Такие вызывают ярость бессилия. Тем не менее для меня стрессы такого рода –всегда фактор мобилизации, повод закрыть последние трещинки в броне. Поражение надо пережить, выпустить пар, а с утра снова в бой. С опытом труднее пережить глупость, чем самые чёрные планы оппонентов.

Майя Чудутова, партнер, адвокат, руководитель практики сопровождения банковской деятельности ЮГ "Яковлев и Партнеры"

Проигрыш в суде не всегда равносилен поражению. Можно проиграть битву, но выиграть войну. Однако поражения иногда давались нелегко. Не знаю, связано ли это с тем, что я женщина, но эмоционально я раньше переживала в такие моменты. Делу и себе это никогда не поможет, поэтому я училась правильно абстрагироваться. Однако, если эмоции пришли все-таки, то часто достаточно просто выговориться, например, коллегам. При обсуждении можно сделать какие-то полезные выводы.

Когда в аналогичной ситуации оказываются мои сотрудники, и я замечаю, что они чересчур эмоционально переживают локальные неудачи, я расспрашиваю их подробно обо всех обстоятельствах, прошу поделиться со мной, чтобы они также не оставались наедине со своими переживаниями. Бывает так, что юрист отработал на 100%, проявил профессионализм и трудолюбие, а суд занимает противоположную сторону – от этих ситуаций никто не застрахован – надо уметь адекватно оценивать ситуацию и делать правильные выводы. Главное, сделать все, что можешь в каждой конкретной ситуации! Если дело проиграно, но ты понимаешь, что разработана наилучшая позиция, то после горечи поражения все равно остается чувство хорошо выполненной работы.

Многие юристы пришли в профессию с обостренным чувством справедливости. Наверное, это и дает иногда излишнюю эмоциональность. Поэтому от чувства, которое отчасти привело тебя в профессию, надо переходить к профессии. Надо готовиться к процессу, моделировать развитие событий, предугадывать аргументы оппонента, его возможные действия и реакцию суда. То есть перейти от эмоций к действиям, работать с холодной головой.

Виктор Гербутов, партнёр, руководителя практики разрешения споров Noerr

Важно понимать, что проигрыш дела в одной или даже нескольких судебных инстанциях – не поражение, а временная неудача, вышестоящий суд может согласиться с вашей позицией и отменить акты нижестоящих судов. Необходимо не менее активно защищать интересы клиента до конца, пока все средства правовой защиты не будут использованы. Если же дело в конечном счете, несмотря на все усилия, закончилось поражением, важно сделать выводы о его причинах, чтобы в будущем, если такие причины все-таки зависят от юриста, их можно было бы избежать. Даже первоклассный юрист не может гарантировать 100% результат в отношении любого дела, но его задача прилагать максимальные усилия и использовать все законные способы, чтобы увеличить шансы клиента на победу.

Павел Хлюстов, партнёр "Барщевский и партнёры"

Поражение в суде прежде всего учит тому, что никогда нельзя быть уверенным в победе на 100%. Даже выигрышный с точки зрения права спор может принести разочарование. Негативный опыт научил меня понимать, что практически любой судебный процесс содержит в себе элементы лотереи, – ты можешь выиграть, но можешь и проиграть. На мой взгляд, самое главное не только осознать это самому, но всегда доносить это до клиента.

Что касается эмоциональной составляющей, то и в победе и в поражении я стараюсь не проявлять лишних эмоций. Лишь однажды я проявил несдержанность и сказал судьям, что всё равно отменю принятое ими решение. Я сдержал своё слово, но сейчас, спустя несколько лет, мне за свою реакцию немного стыдно.

Андрей Зеленин, партнёр Lidings

Переживание, наверное, не совсем верное слово, когда речь заходит о поражениях. Эмоциональный аспект, конечно, присутствует, но он скорее мешает. Правильная реакция – не искать виновных, а собраться, проанализировать причины возникшей ситуации и перспективы ее исправления. С опытом приходит понимание, что эмоциональные обвинения, обиды (на суд, процессуальных оппонентов, самого себя) необходимо отставить в сторону и сконцентрироваться на конструктивной повестке – каковы причины неудачи, что делать дальше. Помимо сказанного выше, избавиться от фрустрации из-за поражения помогает обсуждение произошедшего и перспектив дела с коллегами-юристами, а иногда и с близкими. Тут и совместный мозговой штурм, и ситуативная психотерапия.

 

Магомед Газдиев, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры"

Поражение всегда воспринимается болезненно, и с опытом это чувство не притупляется. Меняется два обстоятельства: появляется способность менее выражено реагировать на негативный исход дела и более точно прогнозировать его заранее. Это мало влияет на общий эмоциональный фон, но позволяет сохранить лицо – своё и клиента. Проигрывать надо с достоинством, проявляя уважение к суду и оппоненту, как того требует профессиональная этика.

Процессуальный принцип состязательности сторон, превращающий адвокатов в глазах обывателя в спортсменов, соревнующихся в остроумии и красноречии, не должен подменять истинной сути работы юриста. Поражение поражению рознь – мне доводилось быть свидетелем длительных судебных разбирательств, в которых сторона, потерпевшая процессуальные поражения во всех инстанциях по целому ряду взаимосвязанных споров, в итоге оказалась в значительно более предпочтительном положении относительно своих оппонентов. Зачастую, эффективная стратегия защиты интересов клиента выглядит именно так, и в такой ситуации юрист жертвует собственным эмоциональным комфортом.

Сдержанность, уважительное отношение к суду и лицам, участвующим в деле – это и есть универсальный сценарий должного поведения юриста, потерпевшего процессуальное поражение. Излишняя эмоциональность едва ли может помочь делу, а вот сформировать негативную репутацию на долгие годы – вполне способна.