В прошлом году впервые на самом высоком государственном уровне прозвучала оценка масштабов воровства, процветающего в системе госзакупок. На встрече Президента Дмитрия Медведева с руководителем его контрольного управления Константином Чуйченко последний сообщил, что через государственные и муниципальные контракты распределяется до 5 трлн бюджетных рублей, а "экономический эффект от очищения порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 трлн рублей". Глава государства, в свою очередь, перевел этот эвфемизм на простой русский язык: уворовывается как минимум пятая часть пущенных на госзаказы денег.
Процент, несомненно, велик, но, тем не менее, это не означает, что каждый пятый договор на госзакупки несет в себе коррупционный элемент. По крайней мере, в составленном Право.Ru рейтинге крупнейших контрактов, которые заключали судебные органы, прокуратура и судебные приставы, подозрительных не так много.
Впрочем, нельзя сказать и противоположного: что эта сфера полностью чиста от злоупотреблений. Известно, например, о том, что в Томской области расследуется дело в отношении бывшего начальника местного управления Судебного департамента при Верховном суде РФ Владимира Юринского, обвиняемого в получении взятки в размере более 1 млн руб. Ему инкриминируется как раз "откат".
В рейтинге, который упомянут выше — 20 наиболее крупных контрактов. Более половины из них — это реконструкция, ремонт или строительство, 20% касаются инженерных систем и обслуживания административных объектов, среди остальных выделяются IT-проекты и страхование.
Самый крупный из них — контракт на строительство здания Пермского краевого суда, его стоимость составила 811,9 млн рублей, но конкуренции за подряд не получилось. Победителем было признано ООО "ПермКапиталСтрой" и заключение контракта произошло по начальной цене. Остальные претенденты — ООО "ВЕТЛАН-комфорт", ООО "Стройэффект", ООО "Кочевский деревообрабатывающий комбинат" и ЗАО "Новомет-Пермь" не были допущены к торгам, так как не предоставили полный набор документов.
Вообще заключение контактов без торгов — довольно распространенная практика. Ее мы видим в 9 случаях из двадцати рассмотренных.
На другом полюсе находятся контракты, за которые потенциальные заказчики серьезно конкурировали, и в результате было зафиксировано значительное снижение цены. Среди них можно выделить договоры Федеральной службы судебных приставов на реализацию проекта создание мультисервисной телекоммуникационной инфраструктуры, который был заключен по цене, на 26,5% сниженной по сравнению с начальной, а также Высшего Арбитражного Суда на поставку вычислительной техники для нужд арбитражных судов (23,5% снижения цены).
Особое внимание (хотя, возможно, и необоснованно) обращает на себя контракт Управления Судебного департамента в Московской области на осуществление письменных и устных переводов для нужд районных и городских судов, а также судебных участков мировых судей в Подмосковье. Его стоимость — 98,35 млн рублей.
По этому контракту количество часов перевода составляет 54 390, количество страниц – 179 220. Если заказать работу такого объема, например, в бюро "Трактат", то там за нее попросят 194 млн рублей, так что в отношении цены претензий к подмосковному управлению Суддепа быть не может. Но все же не очень понятно, зачем районным и городским судам столько переводов, если в основном они рассматривают дела с участием граждан РФ. Мы направили запрос по этому поводу в управление, но ответ пока не поступил.