Джон Робертс, самый молодой глава Верховного суда США с начала XIX века — убежденный католик, а по отзывам коллег — человек консервативный и добросовестный. Среднее образование он получил в католической школе, где был также капитаном футбольной команды и региональным чемпионом по борьбе. Затем он получил степени по истории и юриспруденции в Гарварде, а также был выпускающим редактором 77-го выпуска Harward Law Review, весьма уважаемого студенческого издания (несколькими годами позднее будущий президент Барак Обама готовил 104-й выпуск).
С тех пор он делал государственную юридическую карьеру, от клерка до помощника генпрокурора и далее до главы Верховного суда, с перерывом на частную практику в 1986-1989 и 1993-2000 гг. Несмотря на свои консервативные взгляды, он участвовал на стороне истцов в деле Romer v. Evans, считающемся одним из важнейших в истории защиты прав сексуальных меньшинств в США. Другим знаковым делом, где Робертс успешно представлял интересы почти двух десятков штатов, было дело United States v. Microsoft Corporation (истцы требовали устранить монопольное положение браузера Internet Explorer, поставляемого с ОС Windows).
Джону Робертсу 58 лет, он живет и работает в Вашингтоне, США.
О Верховном суде
За меня никто не голосовал. Если вам не нравится, что делают конгрессмены, мы можем от них избавиться, но если вам не нравится, что делаю я — вам не повезло. Для меня это очень важное ограничение. Я здесь не для того, чтобы выносить решения, исходя из моих политических предпочтений. (ABC News)
Суд, разумеется, обязан оценивать конституционность актов Конгресса, и если эти акты оспариваются, долг Суда указать, что говорит закон по этому поводу. Понять, когда Суд пренебрегает своим долгом реагировать на законодательную политику Конгресса, а когда необоснованно вмешивается в нее — одна из важнейших задач для неизбираемого органа правосудия в демократической республике. (На слушаниях Судебного комитета Сената США)
Я не думаю, что иметь универсальную философию на все случаи жизни — идеальный подход. Верховный суд совершенно точно так не думает. В одних случаях судьи используют строгое толкование конституции, в других — нет. И я не согласен с предположением, что конструктивист [сторонник строгого соблюдения конституции — "Право.Ru"] непременно враждебно относится к гражданским правам населения. (На слушаниях Судебного комитета Сената США)
Моя работа — назначать штрафные и засчитывать голы, а не бить пенальти или отдавать пас. (Washington Post) [в оригинале использованы бейсбольные термины - "Право.Ru"]
У главы Верховного суда есть только одно особое право — распределять дела между судьями. Так что если вы хотите наказать судью, назначайте ему все дела, связанные с налогообложением! Но я этого еще никогда не делал. (ABC News)
Я думаю, каждый судья Верховного суда должен беспокоиться, чтобы Суд действовал и функционировал именно как единый орган. И каждый раз, когда судьи пишут особые мнения, они должны учитывать, как это повлияет на Суд как на правовой институт. (The Atlantic) [при Робертсе судьи Верховного суда США составили рекордно мало особых мнений — "Право.Ru"]
Думаю, мы эффективнее всего, когда действуем как Суд, а не как девять индивидуумов. (ABC News)
В долгосрочной перспективе нет ничего хорошего в том, что люди будут идентифицировать принцип верховенства права с тем, как проголосовали отдельные судьи. (The Atlantic)
Искать аргументы в иностранном законодательстве — это примерно как выбирать друзей, обозревая толпу. В иностранных законах вы можете найти что угодно. Если в решениях французских или итальянских судов нет того, что вам нужно, то оно обязательно найдется в Сомали, или Японии, или Индонезии, или где-то еще. (The New York Times)
О судьях и адвокатах
Судейский темперамент — это готовность отступить от своих устоявшихся взглядов на юридически правильный подход и оценить их сквозь призму судейской роли. В этой готовности видна разница между судьей и профессором права. (The Atlantic)
Сразу видно, когда адвокат не приложил к подготовке достаточно сил. Это вселяет сомнения, что он заботится о своем клиенте, что очень огорчает. А вопрос очень важный. Наши шансы вынести верное решение сильно зависят от адвокатов, и когда слышишь слабую речь, то начинаешь думать — если у него даже не было времени хорошо составить текст, сколько усилий он потратил на изучение дела? Мнение по существу не вызывает большого доверия, если текст составлен плохо. (LawProse.com)
Каменщики, построившие грандиозные соборы в Европе, проводили месяцы, кропотливо вырезая горгулий под крышей, которых потом никто не сможет разглядеть. Адвокат должен столь же кропотливо готовиться, анализировать, репетировать ответы на сотни вопросов, которые, скорее всего, ему не зададут. Средневековые каменщики делали то, что делали, потому что, как тогда говорили, они работали перед лицом Бога. Адвокат в Верховном суде тоже должен вдохновляться более высокой целью. Он должен ценить то, что происходит в суде, в одном скучном деле за другим — торжествует правосудие, и он, как адвокат, играет в этом ключевую роль. (CNN)
В списке добродетелей, которыми должен руководствоваться судья Верховного суда, смелость занимает место ближе к концу. Когда мы говорим о развитии законодательства, лучше двигаться как можно осторожнее. Конечно, бывают случаи, когда необходимо смелое решение, но вообще смелость стоит искать у представителей других ветвей власти. (ABC News)
Судьи подобны спортивным рефери. Рефери применяют правила, но не устанавливают их. Роль судьи, как и рефери, крайне важна, но это — не главная роль. Никто не приходит на стадион, чтобы посмотреть на рефери. (USA Today)
О себе
Чрезвычайно важно проанализировать идеи, лежащие в основе вашего мировоззрения, убедиться, что они вас устраивают, и потом уже придерживаться этих идей. (CNN)
Мои любимые фильмы — "Доктор Живаго", "К северу через северо-запад". (Australian Broadcasting Corporation) [На слушаниях в Сенате, где рассматривался вопрос о назначении Робертса главой ВС США, один из сенаторов спросил кандидата, что он думает про аборты. Робертс ответил уклончиво, что не устроило собеседника. По словам сенатора, это все равно, что ответить на вопрос о любимых фильмах — "те, где есть выдающаяся актерская игра" или "Касабланка" — очень популярный фильм". Робертс не растерялся и в ответ назвал свои любимые картины, чем вызвал смех и аплодисменты — "Право.Ru"]
Мне очень нравилась история, я хотел быть учителем истории. Но работы для учителей не было, так что я подумал пойти в юридическую школу и, возможно, преподавать историю права. Но учиться в юридической школе мне очень понравилось. В юриспруденции есть строгость, дисциплина, которой мне не хватало в более академическом изучении истории, так что я сосредоточился на праве. (ABC News)
Я думаю, очень важно побывать на обеих сторонах. Я имею в виду частную практику и работу на государство. Когда умеешь и спорить и соглашаться с позицией власти, это дает чувство перспективы, которое нельзя получить другим образом. Такой опыт добавляет вам авторитета. (The Atlantic)
После Вьетнамской войны были демонстрации в поддержку Вьетконга, и я тогда подумал, что это неправильно. Я не понимаю празднований в честь врага. (ABC News)
Время от времени жена просит меня сходить за чем-нибудь, скажем, за молоком или хлебом. Я всегда отвечаю ей, что не могу, потому что меня будут узнавать на улице. Хотя я ценю добрые пожелания, которые порой слышу от случайных встречных. (ABC News)
Я готовлю детям завтрак и отвожу их в школу, когда могу. Что замечательно в детях, им совершенно все равно, кто вы, глава Верховного суда или кто-то еще. Благодаря детям я могу шире смотреть на вещи и помнить о том, что на самом деле важно в жизни. (ABC News)