Сегодня депутаты приняли во втором, ключевом чтении законопроект в "редакции, предложенной президентом". Тратить время на документ в Думе не стали и справились с ним за 10 минут. Потому что новых обоснований для перемен и конкретизации будущего для арбитражных судов так и не прозвучало. Ни словом депутаты не обмолвились и по поводу замечаний от ВАС и письма юрсообщества.
В начале октября президент Владимир Путин предложил Госдуме изменить Конституцию. По его задумке, в течение полугода ВАС нужно упразднить, а его полномочия отдать Верховному суду. Затем должен появиться "объединенный" ВС, но когда именно — законопроект не уточняет. Спустя почти месяц с момента получения документа парламентарии, вопреки критике Высшего арбитражного суда и недоумение многих судей, решились принять его в первом чтении, а через неделю — он уже был готов к принятию во втором, ключевом. При этом что-либо менять в проекте депутаты не сочли нужным, а, может, не осмелились ("Воспринимать этот проект как позицию президента, наверное, было бы слишком смело").
На обсуждение поправок в Конституцию в сегодняшнем плане работы депутатов скромно отводилось пять минут. Депутаты с утра "не замечали" этот проект, выступая с парламентской трибуны, говорили о концепции государственной семейной политики, бюджете, трагедии в Казани и требовали наказать тех, кто потешается над ней. Не получилось дискуссии и во время рассмотрения законопроекта — второе чтение не предусматривает обоснование мотивов автора документа, а лишь обсуждение поступивших поправок. Их же было всего три. Вероятно, их могло быть и больше, если бы думский комитет по госстроительству не запретил "править" Путина высшим судам, а депутатов для этого объединяться в группы по 90 человек.
В результате ЛДПР, "Справедливая Россия" и КПРФ предложили гарантировать паритетное представительство судей из арбитражных и судов общей юрисдикции в специально создаваемой, по идее Путина, квалификационной коллегии судей по формированию "обновленного" ВС. Для этого число членов коллегии увеличивалось с предполагаемых 27 до 29: каждый окружной арбитражный суд мог бы направить одного своего представителя, а советы судей — по два от федерального округа, а не по три, как предложил президент. Помимо этого в специальную квалифколлегию, согласно проекту, должны войти по одному представителю от президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Но в судейском корпусе вообще не видели смысла в появлении спецоргана. С этим вполне могла бы справиться и нынешняя ВККС, тем более что появившиеся вакансии в суде будут "закрывать" по ныне действующим правилам, объясняли судьи. Но о позиции судей в Госдуме сегодня никто не говорил.
- Коллегию, которая будет заниматься отбором судей, [предлагаем] увеличить до 29 членов, с тем, чтобы в ее состав вошли представители от окружных арбитражных судов. Это позволит коллегии быть более объективной, — мотивировал поправку коммунист Юрий Синельщиков.
- С нашей точки зрения, это впечатление о придании дополнительной объективности не соответствует действительности. Меры по формированию коллегии достаточно представляют возможность для ее объективной работы, — парировал глава думского комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин. Его позицию разделял 201 депутат, 171 были против.
Не вспомнили — или не знали — депутаты не только о замечаниях ВАС, но и об обращении представителей юридического сообщества к Владимиру Путину и спикерам Госдумы и Совета Федерации Сергею Нарышкину и Валентине Матвиенко. В письме, подписанном около ведущими 100 юркомпаниями страны, подписанты просят не упразднять ВАС, либо хотя бы повременить с этим до разработки сопутствующих изменений в законодательство.
Гораздо сильнее депутаты бились за нормы Конституции о прокуратуре. Путин намерен самостоятельно выбирать заместителей генпрокурору и утверждать их через Совет Федерации. Сейчас кандидатов определяет генпрокурор и обращается за их утверждением в верхнюю палату парламента. Кроме того, президент вместо генпрокурора, но по его представлению и согласованию "с субъектами" (не уточняется, о какой ветви власти идет речь), будет назначать "прокуроров субъектов РФ". Заодно Путин предложил убрать из ст. 129 основного закона упоминание о том, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору. Думская оппозиция предлагала эту часть сохранить, а также избавить президента от обязанности согласовывать кандидатов "с субъектами", чтобы прокуроры не стали частью региональной корпоративной элиты, не потеряли необходимую жесткость.
"Попытка исключить эти принципы [единства и централизации прокуратуры] из Конституции явно не соответствует генеральной линии президента, направленной на борьбу за целостность России, — был возмущен коммунист Юрий Синельщиков. — Законопроект является непоследовательным актом. Никакого обоснования изменения принципов построения прокуратуры не смог сделать [полпред президента в Госдуме] Гарри Минх, но сообщил, что единство и централизация по-прежнему будут оставаться принципами в деятельности прокуратуры. Но если это так, то для чего ломать Конституцию?" Впрочем, предположение у коммуниста было: "Чтобы коренным образом изменить статус прокуратуры в системе государства". "Скажем, подчинить существующую прокурорскую систему Минюсту, или, возможно, создать еще одну особую прокурорскую структуру, которая была бы подчинена исключительно президенту", — говорил он.
- Прокуратура как была, так и остается единой централизованной системой, — возразил Владимир Плигин и заговорил об изменении порядка назначения прокуроров субъектов, которое "какого-либо умаления роли прокуратуры" не предполагает. Был он против намерения коллег избавить президента от обязанности согласовывать кандидатов в региональные прокуроры "с субъектами". Единоросс напомнил, что сейчас Конституция предполагает такое же согласование, но генпрокурором. "Такого рода положение позволило прокурорам субъектов выполнять полностью свою функцию по формированию единого правового поля страны, — настаивал Плигин. — Более того роль прокуроров субъектов предложением президента усиливается. Степень их независимости, возможности влиять на правое поле с учетом поддержки президента несомненно возрастает". Такую точку зрения поддержали 193 депутата, 178 не согласились, а один воздержался.
В результате за изменение Конституции проголосовали 349 депутатов, 93 были против, один парламентарий воздержался.
С текстом законопроекта "О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации №352924-6 "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" можно ознакомиться" здесь.