ПРАВО.ru
Репортаж
26 марта 2013, 23:41

Верховный суд решил, что "зимы" не будет

Верховный суд решил, что "зимы" не будет
Фото с сайта sevnews.info

Сонные дети бредут во тьме, освещаемые светом фар машин, которыми управляют сонные водители. Проделав этот опасный путь в школу, они продолжают дремать, новые знания им не интересны, успеваемость падает, начинаются ссоры и депрессия. Всему виной отмена перевода часов, а по сути эксперимент над населением. Это незаконно, попыталась убедить Верховный суд группа активистов. Но не убедила. Возможно, и потому что двое из них не смогли явиться на утреннее заседание.

Уже полтора года Россия живет в "лете" — в середине 2011 года был принят закон "Об исчислении времени", а вслед за ним постановление правительства, отменившее сезонный перевод стрелок. Еще в конце прошлого года из-за возникшей в обществе дискуссии президент Владимир Путин обещал проанализировать, как работает ранее принятое решение, но уже в феврале 2013 года премьер Дмитрий Медведев сообщил, что возврат к зимнему времени пока нецелесообразен.

Изменить ситуацию решили два доктора медицинских наук Василий Власов и Ян Власов, а также юрист, президент "Лиги пациентов", член Экспертного совета при правительстве, Общественного совета по защите прав пациентов при Минздраве Александр Саверский. Жалобу об оспаривании постановления в Верховный суд они направили вместе, но Власовы на заседание, начавшееся в 10 утра, не явились — как бы в подтверждение своего аргумента, что люди не могут толком проснуться и это мешает нормально функционировать. Представлял жалобу один Саверский. 

"Есть совсем простые вещи и явления, не следуя которым человек начинает чувствовать себя не очень хорошо. В полдень солнце должно находиться в высшей точке небосвода. Оспариваемое положение отклоняется от этого правила примерно на 1 час 40 минут. Получается, что люди, которые привыкли ехать на работу к девяти часам, фактически едут к семи. Наиболее остро это отражается на детях". Вспомнил заявитель и выступавшую на парламентских чтениях, посвященных "часовому" вопросу, учительницу начальных классов, сообщившую: "Фактически детей приводят к шести часам утра [8:00] и заставляют их танцевать под бубен" и как итог: успеваемость снижается, материал не усваивается, педагоги отмечают потерю интереса к учебе, изменение в поведении детей: от депрессии до немотивированной агрессии. Некоторые родители, по словам педагога, жалуются, что дети по утрам отказываются есть — спят.

 - Нарушено право на благоприятную окружающую среду. Когда зимой ребенок идет ночью под фарами автомобилей, идти страшно. Сонные водители, сонные дети. Я вижу, что к среде моя дочь вымотана от постоянного недосыпа, — привел еще один аргумент против "вечного лета" Саверский.

Все это свидетельствует о нарушении права ребенка на отдых, так как постановление, сдвигая время от поясного, лишает сна. Кроме того, оспариваемая норма противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах, один их пунктов которого – ни одно лицо без его согласия не должно подвергаться  медицинским и научным опытам – не соблюден. "Принимая такое постановление с отклонением почти на два часа от поясного времени, правительство фактически поставило опыт над людьми, поместив их в те условия, в которых никто и никогда не жил", — прокомментировал Саверский. И наконец сама процедура принятия нормы не соответствовала закону —  нет никаких данных, что правительство, как-то предусмотрено согласовало свою инициативу с исполнительной и законодательной властью регионов.

Для завершения картины пагубного влияния "летнего времени" Саверский попросил допросить свидетелей: председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Калашникова и сомнолога Владимира Ковальзона.

 - И что они нам скажут, что недосыпать плохо, а много спать хорошо?  - поинтересовался председательствующий Владимир Зайцев.

 - Они могут подтвердить, что оспариваемое постановление является вредоносным, — пояснил заявитель.

В удовлетворении ходатайств Зайцев отказал и задал Саверскому несколько вопросов.

- Какой порядок исчисления времени вы считаете правильным?

- Солнце должно быть в 12 часов в высшей точке небосвода.

 - А чем подтверждаете правильность этой точки зрения?

- Тем, что это вредоносно для здоровья. Я говорю, что это людей убивает. Это неправильно, и это нужно отменить. В материалах Минздрава говорится, что даже сам по себе переход [с зимнего на летнее время и обратно] дает двухнедельный пик нарушений здоровья — инфарктов, инсультов.

Именно от этого стресса и должно было избавиться население благодаря отмене переходов. Другим аргументом законодателей и правительства был отказ от расходов, связанных с переводом стрелок. Правда, и в 80-м году, когда  вводилось сезонное время, речь шла об экономии расходов на освещение.

- Вы считаете, что это постановление опыт? – вернулся к одному из положений заявления судья.

-Да, нигде в мире такого нет, правительство заставляет нас жить в новом режиме дня и ночи.

Правительство в лице Минпромторга представляли Анна Носальская, Виктория Чевычалова и Николай Новиков, и по их мнению, заявитель не прав. Новиков привел в пример Европейский союз: в Праге и Мадриде на часах у людей одно и то же, хотя их разделяют тысячи километров и часовые пояса. "Если строго нарезать по меридианам, все равно люди, проживающие в одном часовом поясе, не получат то, что вы хотите. В Мурманске и в Краснодаре будут находиться в совершенно разной световой обстановке. В Краснодаре после захода темнеет, а в Заполярье вы заход солнца просто не увидите – там светло. Поэтому речь должна идти о социальном компромиссе. Мы не можем согласиться, что решение принималось без дискуссий и исследований. Дважды проходили заседания Думы, где докладывался проект постановления, и, кроме того, от всех регионов было получено согласие". Опровергнула довод о нарушении процедуры принятия нормы и Носальская: "Постановление не изменяло систему девяти часовых зон в России (существует с 2010 года, ранее было 11), а значит, согласование, о котором вы говорите, не требовалось". Нет и нарушения закона об охране окружающей среды, по мнению ответчиков, в законе категория "время" не оговорена, а значит, и влиять на благоприятность среды никак не может.

Взаимные категоричные заявления попытался смягчить Новиков: "Если детям тяжело, то никакой закон не мешает изменить начало работы школ. Закон этого не запрещает". По его мнению, оптимальное решение для зимы найти крайне сложно: "Например, особенностью московской действительности является то, что световой день зимой составляет семь часов – существенно короче рабочего дня". Кроме того, Новиков напомнил, что мониторинг влияния фактора изменения часовых поясов все еще ведется, за что тут же зацепился Саверский.

- И что же это, по-вашему, как не опыты? Собираете статистику, делаете выводы…

Зайцев в полемику вступать не стал, зато, изучая документы, наткнулся на заинтересовавшую его фразу.

– Цитирую ваше заявление – "в результате действия обжалуемого постановления восход солнца в Москве происходит с 9:47". Это постановление такое сделало?

- Постановление формализует это. Фактически я смотрю на часы и во время восхода – 9:47.

- Понятно.

Изучив оставшиеся документы, судья попросил прокурора Ларису Масалову сделать заключение, на что она заявила,  что отменять ничего не стоит: "Довод о нарушении процедуры подтверждения не нашел, как и довод о причинении существенного вреда здоровью граждан. Порядок исчисления времени не может оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду".

В прениях Саверский попытался еще раз объяснить взаимодействие здоровья и постановления: "Природа развивается во времени. Слова "время" нет в законе. Но неужели это нужно писать в законе, чтобы это понимать. Дело в ритмах смены дня и ночи, поэтому искусственное вмешательство в эти процессы нарушает естественный ход событий". В заключение Саверский выразил надежду, что "независимо от сегодняшнего судебного заседания правительство адекватно оценит ситуацию и примет решение в интересах людей".

Ответчики были немногословны: "Документ принят в рамках компетенции, для его издания не требовалось согласование законодательной власти. Оснований для отмены нет". Спустя 20 минут Зайцев огласил: "Заявление оставлено без удовлетворения".