ПРАВО.ru
Интерправо
26 апреля 2011, 13:03

В США завершены слушания по делу российского пилота Ярошенко

В США завершены слушания по делу российского пилота Ярошенко
Фото с сайта www.yaroshenko.info

Накануне в федеральном суде Южного округа Нью-Йорка завершились слушания по делу владельца компании "Роставиа" Константина Ярошенко, обвиняемого в заговоре с целью контрабанды крупной партии кокаина.

Ярошенко и еще семь человек были задержаны в Либерии в ходе совместной спецоперации либерийских и американских спецслужб. О задержании Ярошенко прокуратура Южного округа Нью-Йорка заявила 2 июня прошлого года. Россиянина обвинили в переброске по воздуху тысяч килограммов кокаина в Южную Америку, Африку и Европу, преимущественно из Либерии и Венесуэлы. МИД России, извещенный о действиях США на месяц позже, чем следовало, расценил действия американской стороны как нарушение норм международного права, в частности положений Венской конвенции "О консульских сношениях" 1963 года и двусторонней "Консульской конвенции" 1964 года, и направил Госдепу США ноту протеста.

По версии обвинения, российский пилот и владелец небольшой транспортной компании "Роставиа" из Ростова-на-Дону, а также трое его сообщников, уроженцы Нигерии, Ганы и Сьерра-Леоне, разрабатывали план перевозки наркотиков в течение как минимум полугода, а сам Ярошенко и раньше принимал участие в незаконных сделках.

В качестве доказательства присяжным были продемонстрированы аудио- и видеозаписи переговоров, сделанные негласными агентами спецслужб США. Изначально прокуратуры настаивали на том, что россиянину в преступной группировке отводилась ключевая роль, однако записи продемонстрировали обратное. В частности, стало ясно, что Ярошенко наняли исключительно для перевозки грузов, о характере которых изначально сказано не было. Тем не менее, пилот заявил о готовности выполнить любую работу. Так, Константин Ярошенко сообщил, что его задача заключается лишь в доставке товара из пункта А в пункт Б, и характер груза нисколько его не пугает. По словам российского пилота, раньше ему уже приходилось выполнять "неофициальные рейсы", а некоторые из людей, с которыми он работает, "находятся в черных списках Интерпола".

Позже Ярошенко поставили в известность, что речь идет о перевозке наркотиков, в ответ на что он сказал, что в свое время в Анголе успел поработать на Виктора Бута, так что "все прекрасно понимает". В конце встречи российский летчик согласился перевезти в Либерию пять тонн кокаина из Венесуэлы и Колумбии. Свои услуги Ярошенко оценил в $4,5 млн, попросив выплатить $3 млн в качестве задатка, сославшись на необходимость нанять экипаж, подготовить самолет, оплатить мелкий ремонт и купить горючее. К тому же, добавил Ярошенко, "если я попаду в тюрьму, то моей семье понадобятся деньги на жизнь, пока я буду в заключении".

В то время, как адвокаты африканцев даже не пытались оспорить позицию обвинения, признав, что их подзащитные всю жизнь занимались наркоторговлей, адвокат россиянина Ли Гинсберг продолжал настаивать на том, что Ярошенко не совершал ничего противозаконного. По его мнению, пилот из Ростова-на-Дону "всего лишь решил подыграть агентам, исполнявшим свою роль", так что речь в данном случае идет не о преступлении, а "только о театре".

По американским законам участие в заговоре с целью совершения преступления карается тюремным заключением. При этом обвиняемый может и не совершать никаких преступных действий: для вынесения приговора достаточно заявления о готовности нарушить закон, сделанного в беседе с правительственным агентом или тайным информатором спецслужб. Дополнительными отягчающими обстоятельствами могут быть признаны конкретные шаги, сделанные для совершения преступления: попытки закупить необходимое оборудование, например, или поиск квалифицированных исполнителей. В США действует прецедентное право, и, определяя виновность подсудимых, суды основываются на приговорах, вынесенных еще в начале 70-х.

Председательствует на процессе судья Джед Рейкофф. Вердикт коллегии присяжных может быть оглашен уже в ближайшие дни. Вынесение приговора по делу вряд ли состоится раньше середины июня.