ПРАВО.ru
Интерправо
14 ноября 2011, 21:38

На процессе Березовский vs Абрамович выступил бывший глава президентской администрации Александр Волошин

На процессе Березовский vs Абрамович выступил бывший глава президентской администрации Александр Волошин
Бывший руководитель администрации президента России Александр Волошин Фото с сайта yustas.livejournal.com Фотограф Алексей Юшенков

Бывший руководитель президентской администрации Бориса Ельцина и Владимира Путина Александр Волошин, в 90-х гг. связанный с компаниями Березовского "ЛогоВАЗ" и AVVA, дает показания в Высоком суде Лондона в процессе по многомиллионному иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. Волошин вызван в суд как свидетель на стороне ответчика.

Волошин не только отрицает свое участие в событиях вокруг компании "Медиа-МОСТ" Владимира Гусинского, но и не считает, что Гусинский продал медиахолдинг "Газпрому" под давлением.

Адвокат истца Лоренс Рабиновитц процитировал свидетелю выдержки из заключения Европейского суда по правам человека, в котором речь шла об аресте Гусинского в июне 2000 года, в частности, говорилось о том, что предпринимателя вынудили продать "Медиа-Мост" подконтрольному государству "Газпрому" в обмен на снятие обвинений.

В частности, адвокат выдвинул версию о том, что с предложением "продажа — в обмен на снятие обвинений" к Гусинскому обратился тогдашний министр печати Михаил Лесин.

"Я не считаю, что при заключении от него (Гусинского) требовали продать "Медиа-Мост" "Газпрому", — сказал Волошин. Он  считает, что компания была продана позже. "Сделка должна подтверждаться документами, а не утверждением ЕСПЧ о том, что она состоялась", — заявил Волошин.

"Я по-прежнему не считаю, что Лесин заключал какую-либо сделку. Возможно, и это было ошибкой, он и завизировал какой-то документ", — добавил при этом экс-глава администрации Президента РФ.

Волошин констатировал, что Березовский в тот период "был едва ли не единственным крупным бизнесменом", который не подписал летом 2000 года письмо с требованием освободить Гусинского.

"А за два-три месяца до этих летних происшествий господин Березовский намеревался обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить сотрудничество Гусинского с чеченскими боевиками", — добавил Волошин.

Через несколько месяцев после ареста Гусинского (случившегося в июне 2000 года) "Медиа-Мост" выступил с официальным заявлением, в котором опубликовал приложение № 6 к соглашению от 20 июля 2000 года, под которым стоят подписи руководителя компании "Газпром-Медиа" Альфреда Коха и министра печати Михаила Лесина.

Суть этого документа заключалась в следующем: договор "Медиа-Моста" с "Газпромом" об урегулировании задолженности был подписан фактически в обмен на свободу Владимира Гусинского — бизнесмен вышел из СИЗО через несколько дней.

Михаил Лесин, чья подпись стояла под документом, впоследствии утверждал, что президент в момент подписания приложения ничего не знал об этом документе.

Спустя несколько лет, когда Гусинский окончательно покинул Россию, суд по правам человека в Страсбурге полностью встал на его сторону, признав, что "лишение свободы заявителя использовалось в качестве стратегии ведения коммерческих переговоров, и такие институты публичного права как уголовное преследование и содержание под следствием не должны использоваться с данной целью".

Рабиновитц также напомнил Волошину о том, что после катастрофы подлодки "Курск" Путин публично выказал недовольство тем, как ОРТ и НТВ освещали эту историю.

Он привел несколько выдержек из прессы, в частности из Financial Times, из которых следует, что Путин обвинил некоторые СМИ в том, что они пытаются делать себе политический капитал на трагедии. Путин сказал — явно, как отмечает Рабиновитц, имея в виду Березовского и Гусинского — что лучше бы люди, организовавшие сбор пожертвований семьям экипажа, продали свои виллы во Франции и Испании (у Березовского — вилла во Франции, у Гусинского — в Испании). Волошин признал, что у Путина были причины быть столь эмоциональным, потому что он считал, что Березовский и подконтрольные ему журналисты использовал трагедию "Курска", чтобы приобрести политический капитал, и освещение трагедии было необъективно.

Он также признал, что решение отстранить Березовского от управления ОРТ было принято именно после трагедии с "Курском". "Стало ясно, что нужно положить конец неформальному управлению ОРТ Березовским", — заявил Волошин. Он также не стал отрицать, что освещение трагедии "Курска" было одной из важных причин. "У меня была одна реальная и очень серьезная цель во время встречи — объяснить Березовскому, донести до него, что пришел конец его власти на ОРТ. Это был конец. Пришел конец, и это я старался донести до него. Это была очень драматичная встреча", — добавил Волошин.

С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".

***

Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу". 

Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.

Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.

По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.

С хроникой слушаний в Высоком суде Лондона по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться здесь.