За борьбу с наркотрафиком отвечают Министерство внутренних дел и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. На фоне экономического спада, а также вероятного упразднения ФСКН и сокращений в МВД ведомства активно конкурируют друг с другом. Эксперты санкт-петербургского Института проблем правоприменения проанализировали официальную статистику раскрываемости наркопреступлений и сравнили показатели двух ведомств.
Всего в 2013–2014 гг. было зафиксировано 535 000 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Более половины из них выявлены МВД, чуть больше трети – ФСКН, а оставшиеся полпроцента приходятся на ФСБ, СКР и другие ведомства. При этом статистика ФСКН и МВД варьируется в зависимости от составов преступлений и регионов.
Весовая категория и "ведомственные" регионы
Примерно в 95 % случаев, когда преступление квалифицируется как связанное с наркотиками, применяются ст. 228 (незаконный оборот наркотиков без цели сбыта) и ст. 228.1 УК РФ (в первую очередь сбыт наркотических средств). МВД регистрирует значительно больше преступлений, предусмотренных ст. 228, – 75,6 %, а ФСКН – 24,1 %. Разница в возбуждении дел по ст. 228.1 между ведомствами невелика: 58,0 % выявляет МВД, 41,6 % – ФСКН. При этом ФСКН имеет преимущество (см. инфографику "Право.ru") в делах по ст. 228.2 (нарушение правил оборота наркотиков или психотропных веществ), 228.3 (приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотиков), 232 (организация либо содержание притонов) и 233 УК РФ (незаконная выдача или подделка документов на право получения наркотиков).
Изымаемые виды наркотиков распределены в статистике МВД и ФСКН примерно одинаково, за исключением анаболических стероидов и сибутрамина (вещества для наращивания мышечной массы и лечения ожирения) – с ними в 96 % случаев работают сотрудники ФСКН. По весу изъятых наркотиков партии ФСКН в среднем в два раза крупнее, чем МВД, однако в большинстве случаев их нельзя назвать оптовыми – 1 грамм у МВД против 2–3 граммов у ФСКН.
Что касается регионов, ФСКН регистрирует наибольшее число преступлений в Ингушетии, Карелии, Псковской, Магаданской и Сахалинской областях. Для МВД "ведомственными" сейчас являются в первую очередь Крым и Севастополь, столицы – Санкт-Петербург и Москва и крупные регионы – Свердловская и Московская области.
Конкурентная борьба
В этом году в связи с сокращением госрасходов и предложенным проектом по реорганизации контрольно-надзорных органов неоднократно поднималась тема упразднения ФСКН. В результате конкуренция между двумя ведомствами приняла форму публичной полемики. МВД указывало на более высокие показатели возбужденных и раскрытых уголовных дел по статьям, связанным с незаконным наркооборотом, а также на более широкие возможности для борьбы с наркотрафиком. Со стороны ФСКН следовали контраргументы о больших кадровых ресурсах полиции, но при этом малых объемах изъятых наркотиков. Глава службы Виктор Иванов подчеркивал, что "90 % всех оптовых партий наркотиков изымает именно его ведомство".
Имелись также случаи столкновений между ведомствами на местном уровне. Яркий пример – возбуждение уголовного дела органами следствия ФСКН в отношении сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) МВД по Татарстану. За этим последовало возбуждение дела со стороны СКР уже в отношении начальника оперативной службы республиканского УФСКН.
В приведенном исследовании не дается ответ на вопросы, оправдана ли такая конкуренция и имеет ли смысл содержать два ведомства, которые дублируют свои функции и даже мешают друг другу. Дается лишь статистика в условиях активизировавшегося соперничества, однако и она, подчеркивают эксперты, не отражают реальность напрямую и может подвергаться деформации. В таком случае цифры – лишь следствие накрутки показателей со стороны ведомств.