Группа депутатов обратилась в КС, чтобы признать плату за дороги для водителей грузовиков неконституционными. По их мнению, подобная плата должна расцениваться как новый налог и не может вводиться актом Правительства. Кроме того, она не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. КС согласился с парламентариями лишь отчасти.
В России за проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей массой от 12 тонн 15 ноября 2015 года ввели отдельную плату (Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"). Порядок взымания платы определяется Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504. За счет этих средств власти решили частично возместить ущерб, который большегрузы наносят дорожному полотну. Владельцы грузовиков регистрируют их в специально созданной системе "Платон" ("плата за тонны"), устанавливают специальное бортовое устройство или оформляют маршрутную карту перед выходом в рейс. За несоблюдение этих правил власти установили административную ответственность (ст. 12.21.3 КоАП).
Группа депутатов Госдумы, обратившаяся с жалобой в КС, во главе с членами фракции КПРФ Юрием Синельщиковым и Вадимом Соловьевым настаивала на том, что введенная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. Кроме того, по своей сути она является налогом и должна вводиться федеральным законом, а не Постановлением Правительства. Закрепление административной ответственности за неуплату, по словам депутатов, в нарушение Конституции устанавливается актом исполнительной власти. Депутаты уверены, что подобные санкции будут мешать свободному перемещению товаров по территории страны.
Полномочный представитель Президента в КС Михаил Кротов удивился, почему при принятии закона депутаты не поднимали вопрос о его неконституционности. А представитель Совета Федерации Петр Кучеренко подчеркнул, что платеж для водителей большегрузов отвечает признаку возмездности и не является налогом: "Он предусматривает солидарную ответственность за нанесение вреда дорожному полотну. Деньги направляются на возмещение финансовых затрат за его ремонт".
КС решил, что система "Платон" конституционна и разработана на основе успешного опыта зарубежных стран. Установление для водителей большегрузов обязанности по уплате денежных средств направлено на достижение конституционно значимой цели. Саму плату судьи КС квалифицировали как обязательный индивидуальный возмездный публичный платеж неналогового характера. Он введен исключительно как компенсационная мера за использование дорог и наносимый им ущерб транспортным средством. В КС подчеркнули, что не допускаются: повышение установленной платы помимо ее индексации, без указания на такую возможность в федеральном законе и внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов. Положения, которые наделяют оператора системы "Платон" нормотворческими полномочиями, КС признал противоречащими Конституции РФ и обязал Правительство устранить их до 15 ноября 2016 года.
Суд отметил и то, что административный штраф за нарушения правил системы "Платон" не может налагаться при отсутствии вины владельца большегруза. Он, в свою очередь, может доказать, что формальные признаки правонарушения образовались не по его вине.