Госдума в пятницу, 27 января, приняла в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которыми вводятся штрафы за так называемое "опасное вождение".
В мае 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев своим постановлением дополнил пункт 2.7 ПДД нормой о запрете практиковать опасное вождение. Под этим термином понимается серия действий водителя, которые мешают движению попутных машин и создают угрозу аварии. К опасному вождению, в частности, отнесли препятствование обгону, несоблюдение бокового интервала, а также резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП (см. "Медведев внес в ПДД термин "опасное вождение").
Через месяц Министерство внутренних дел подготовило законопроект о введении в главу 12 КоАП новой статьи 12.28.1 "Опасное вождение", устанавливающей 5-тысячный штраф за такое правонарушение (см. "МВД устанавливает штрафы за опасное вождение"). Правкомиссия по законопроектной деятельности поддержала поправки, подчеркнув, что их принятие "устранит пробелы в законодательстве и создаст условия для повышения безопасности дорожного движения" (см. "Правительство одобрило введение штрафа в 5000 руб. за опасное вождение"). В ноябре 2016 года проект внесли на рассмотрение нижней палаты (см. "В Госдуму внесен законопроект о введении штрафа за опасное вождение").
Профильный думский комитет по госстроительству и законодательству на прошлой неделе одобрил правительственную инициативу (см. "Комитет Госдумы рекомендовал к принятию законопроект об опасном вождении"). При этом первый зампред комитета Вячеслав Лысаков предложил ужесточить административные санкции за рецидивы опасного вождения. Он считает, что за повторное такое правонарушение в течение года следует помещать под административный арест, назначать исправительные работы или вовсе лишать прав. Он обещал подготовить соответствующие дополнения ко второму чтению законопроекта.
Сейчас за отказ пропустить транспортное средство, которое пользуется преимущественным правом движения, автовладельцев наказывают штрафом в 500 руб., а за перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, – в 1500 руб.
Единопросс Вячеслав Лысаков на сегодняшнем заседании добавил, что ко второму чтению в законопроекте могут появиться варианты более строгого наказания для "беспредельщиков на дороге" (тут парламентарий вспомнил историю Мары Багдасарян) в виде лишения прав или административного ареста. Отметил он и то, что обязательным доказательством факта опасного вождения должна стать его фото- или видеофиксация, причем какими средствами – будет уточняться в процессе доработки проекта. Единоросс Андрей Альшевских отметил, что вопрос фиксации нужно обсудить отдельно, поскольку если будет использоваться "стандартная" уличная фотовидеофиксация, привлекать к ответственности будут собственников ТС, тогда как отвечать должно лицо, которое было за рулем в момент нарушения. Замглавы МВД Игорь Зубов ответил, что это в законопроекте и подразумевалось, и собственники авто пострадать не должны. Олег Нилов из "Справедливой России" считает, что необходимо ужесточить наказание для "рецидивистов", для которых штраф – наказание несерьезное. "Это будет наказание для кого угодно, но не для этих "шумахеров", – считает он.
Дискуссия коснулась и того, что раньше правительства, еще в 2012 году, похожий законопроект предложила партия "Справедливая Россия". По мнению ряда депутатов, дорабатывать следует именно его, поскольку он был первым, кроме того, в отличие от правительственного варианта, виновность нарушителя будет определять суд, а не сотрудник ГИБДД, что "уберет поле для коррупции и злоупотреблений", рассказал представитель фракции Ярослав Нилов. Правительственный законопроект поддержали 383 депутата, проект ЛДПР – 94 человека.
С текстом проекта закона № 37057-7 "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение" можно ознакомиться здесь.