Рабочая группа во главе с первым заместителем руководителя администрации президента, созданная для либерализации закона о некоммерческих организациях (НКО), подготовила пакет поправок, которые должны создать благоприятные экономические условия для деятельности НКО. Их обсудили на заседании, которое состоялось в конце прошлой недели, рассказали "Ведомостям" два члена группы.
Первый пакет, разработанный "группой Суркова", президент внес в Госдуму еще в начале лета — он предусматривал в основном упрощение бюрократических процедур, связанных с регистрацией НКО. На этом работа по реформированию законодательства об НКО не закончилась, рассказал ранее член группы, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Планируется, что она пройдет в три этапа: к осени 2009 года должны быть готовы поправки, стимулирующие благотворительную деятельность, улучшающие условия налогообложения НКО. А в 2010 году планируется упорядочить организационно-правовые формы НКО и предусмотреть для них специальный налоговый режим.
Подготовлены четыре пакета поправок, говорит член группы, член Общественной палаты Владислав Гриб. Первые два касаются изменений в закон о благотворительности, о целевом капитале и связанных с этим поправок в Налоговый кодекс.
Проект поправок в закон о благотворительности уже опубликован на сайте Минэкономразвития. Налоговые стимулы предусмотрены в основном для физических лиц — например, не будут считать доходом волонтеров средства, которые потрачены на их проезд и размещение. Не будут считаться доходом оплаченные благотворительными организациями услуги по лечению и пожертвования детям-сиротам. Не будут включать в налогооблагаемую базу средства, пожертвованные частными лицами благотворительным организациям и НКО, работающим в приоритетных общественно значимых направлениях (таких, как наука, культура, образование, здравоохранение, социальная и правовая поддержка граждан). Не будут облагаться налогом на прибыль безвозмездно оказанные НКО услуги и субсидии из госбюджета.
Жертвователи из числа юрлиц смогут рассчитывать на вычеты из налогооблагаемой базы в случае, если жертвуют в целевой капитал, говорит Кузьминов: его нельзя трогать (на уставную деятельность расходуют лишь проценты), а значит, исключена возможность злоупотреблений. Он отмечает, что еще большие преференции по отношению к НКО станут возможны после того, как будут приняты меры к совершенствованию внутренней демократии самих НКО, прозрачности их менеджмента и его подотчетности учредителям.
Третий пакет поправок, по словам Гриба, дает органам власти возможность при желании поддерживать НКО так же, как малый бизнес, например давать НКО право продлевать договор аренды занимаемого помещения. Четвертый пакет корректирует закон о рекламе: социальная реклама выводится за рамки ограничений, действующих для обычной. Если межведомственные согласования пройдут быстро, поправки могут быть внесены в Госдуму этой осенью, надеется Гриб.
Необходимость большинства из предложенных инициатив обсуждается уже несколько лет и они "выстраданы", говорит председатель Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО Павел Гамольский. Без таких изменений развитие "третьего сектора" просто невозможно, уверен он. Но пока меры точечные, они позволяют ликвидировать лишь отдельные "нарывы".