Следственный комитет (СК) не испытывает "маниакального стремления к всеобщему обобществлению" и согласен с тем, чтобы прокуратура вела некоторый надзор за следствием. Об этом заявил вчера и. о. председателя СК РФ Александр Бастрыкин, завершив серию встреч с думскими фракциями. Второе чтение законопроекта "О следственном комитете", намечавшееся на сегодня в Госдуме, отложено до 21 декабря.
Собственно из-за этого законопроекта Александр Бастрыкин и повидался с депутатами всех думских фракций, завершив вчера серию встреч во фракции ЛДПР. Чиновники его ранга обычно проделывают это перед первым чтением законопроектов, чтобы депутатам концепция проекта была понятна и не вызывала желания голосовать против. Но главе следственного комитета пришлось проделать это перед вторым чтением. Так как после первого чтения, прошедшего 17 ноября, в Госдуме появилась неформальная рабочая группа, заподозрившая новое самостоятельное ведомство в стремлении стать "вторым НКВД".
В группу вошли представители всех думских фракций, включая "Единую Россию". Их, в частности, беспокоило, что следователи заложили для себя в проект право на беспрепятственный доступ в офисы и иные помещения и выемку документов, а прокуратуре сохранялось право на вмешательство в дела следствия лишь при наличии жалоб подследственных. Рабочая группа подготовила ряд поправок к законопроекту и передала их в профильный комитет по конституционному законодательству без особых надежд на поддержку. Однако комитет одобрил большинство поправок и предложил провести второе чтение законопроекта 10 декабря. Однако заседавший вчера совет Госдумы отложил рассмотрение до 21 декабря. Как пояснил глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, "объем поправок таков, что их чисто технически" невозможно в более ранние сроки оформить ко второму чтению надлежащим образом.
Тем временем Александр Бастрыкин прибыл вчера на заседание думской фракции ЛДПР, где назвал "явной и грубой ложью" все публичные высказывания о том, что его ведомство желает "создать НКВД", чтобы потом "мочить всех налево и направо". СК РФ, как заверяет он, не станет единым следственным органом страны. Вернее, по его мнению, создавать такой орган нужно, но "делать это надо эволюционно, спокойно, не революционно, без истерики". А пока, обещает он, собственные следственные структуры сохранят МВД, ФСКН, ФСБ. "У нас нет задачи всевластия, маниакального стремления к всеобщему обобществлению",— подчеркнул Александр Бастрыкин.
Не возражает и. о. председателя СК и против расширения полномочий прокуратуры, на чем настаивает рабочая группа депутатов. Как выяснилось, следственный комитет даже настаивает на возвращении прокуратуре права отменять необоснованные решения следователей о приостановлении, прекращении уголовных дел и об отказе в их возбуждении.
Впрочем, эта была единственная из депутатских поправок, по поводу которой господин Бастрыкин высказался вчера столь определенно и положительно. Обо всех прочих предложениях, как сообщил лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев, он отозвался "в духе „подумаем“, „посоветуемся“, „давайте вместе решим“". В частности, глава СК уверен, что за его комитетом надо бы законодательно закрепить возможность получения материалов о спецмероприятиях силовых ведомств, против чего эти ведомства и возражают, добиваясь через депутатов поправок к законопроекту. Правда, неясно, как и с кем собирается "подумать" и "посоветоваться" господин Бастрыкин. Ведь думский комитет по конституционному законодательству уже завершил подготовку проекта ко второму чтению и, как заверил "Ъ" Владимир Плигин, "не собирается пересматривать своей позиции" по тем или иным поправкам.