ПРАВО.ru
Новости
19 октября 2011, 13:26

Катастрофу Як-42 с "Локомотивом" под Ярославлем вызвала ошибка пилота: взлет на тормозах - результаты летного эксперимента

Катастрофу Як-42 с "Локомотивом" под Ярославлем вызвала ошибка пилота: взлет на тормозах - результаты летного эксперимента
Фото с сайта sibnovosti.ru

Причиной крушения под Ярославлем самолета Як-42Д с хоккейной командой "Локомотив" на борту стали ошибочные действия одного из пилотов, во время взлета держащего ноги на тормозных педалях. К такому выводу пришли специалисты Летно-испытательного института имени Громова, завершившие вчера серию летных экспериментов, проводимых для расследования обстоятельств катастрофы, пишет "Коммерсант". 

Пилот, сидевший в левом кресле командира, имитировал действия своего погибшего коллеги из компании "Як-Сервис", которые были восстановлены на основании данных бортового самописца разбившегося самолета. Во время разгона он держал ноги на тормозных педалях и отновременно оттягивал на себя штурвал, поднимая руль высоты самолета. Сначала руль находился на штатной величине в 5 градусов, затем — десять (в таком положении он был установлен во время разгона потерпевшей аварию машины), а потом — тринадцать (положение перед отрывом от земли). В таких условиях самолет не мог набрать необходимой скорости для взлета. В то же время командиру экипажа приходилось предпринимать колоссальные усилия для того, чтобы оттягивать на себя штурвал. "Пилоту удалось, да и то лишь нескольких секунд, удержать руль высоты в положении 13 градусов", — пишет газета.

Окончательно вину члена экипажа разбившегося самолета доказал последний экспериментальный взлет, проведенный при соблюдении всех параметров взлета в ярославском аэропорту. "Разогнавшись и установив руль высоты в штатное положение 5 градусов, испытатели просто убрали руки и ноги с органов управления машины, как бы устранившись от пилотирования, и Як-42Д уверенно поднялся в воздух", — описывает условия эксперимента газета. Следовательно, заключает "Коммерсант", в ходе летных испытаний была экспериментально доказана версия о том, что причиной авиакатастрофы стали отнюдь не технические и топливные проблемы, а человеческий фактор. Речь идет о "тормозящем моменте" на колесах самолета, который был создан управляющим пилотом. 

Результаты летных испытаний лягут в основу отчета технической комиссии о причинах катастрофы Як-42Д. По данным "Коммерсанта", эксперты уже приступили к его подготовке.

Крушение Як-42Д произошло 7 сентября около 16.00 по московскому времени под Ярославлем в аэропорту "Туношта". Самолет рухнул на землю с небольшой высоты сразу после взлета, задев мачту радиомаяка и загорелся, при этом часть фюзеляжа упала в Волгу. Из 45 находящихся на борту человек (37 пассажиров и восемь членов экипажа) первоначально выжили двое — бортмеханик Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Сизов сейчас находится в больнице, Галимов, получивший тяжелые ожоги, скончался через несколько дней после катастрофы в московском НИИ имени Вишневского. В настоящее время расследуются причины трагедии, возбуждено уголовное дело по по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).