ПРАВО.ru
Новости
12 мая 2012, 0:20

Госдума дала вторую жизнь идее Навального ограничить траты чиновников на автомобили

Госдума дала вторую жизнь идее Навального ограничить траты чиновников на автомобили
Фото с сайта www.vedomosti.ru

Идея Алексея Навального ограничить максимальную стоимость автомобилей, которые могут приобретать чиновники за бюджетные деньги, все-таки получит в Госдуме развитие. Вопреки отрицательному отзыву Правительства РФ на законопроекты, внесенные думской оппозицией по просьбе Навального, профильный комитет Госдумы согласился с необходимостью ограничения трат чиновников на предметы роскоши, однако рекомендовал депутатам переписать проекты законов.

В середине сентября 2011 года ряд депутатов от оппозиции, в частности, депутаты от КПРФ Валерий Рашкин, Вадим Соловьев и Сергей Обухов по просьбе адвоката и политика Алексея Навального внесли в Госдуму законопроект (№601773-5), предусматривающий поправки в статью 19.1 закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ). Предлагалось ограничить стоимость автомобилей, закупаемых для чиновников, 2 млн руб. По мысли авторов, госзаказчики смогут покупать легковые автомобили дороже этой суммы только по распоряжению Правительства РФ, причем оно будет указывать и максимально разрешенную цену на приобретаемый автомобиль. Кроме того, предлагалось проводить на основании такого документа и техническое усовершенствование, модернизацию или "переустройство" автомобиля, если его цена превышает 2 млн руб. или превысит в результате выполнения таких работ. Депутаты также предлагали дать Минэкономразвития право распространить такой режим закупок и на другие товары, работы и услуги.

Аналогичный законопроект внес депутат от "Справедливой России" Геннадий Гудков (№605883-5), а депутаты Александр Куликов и Владимир Никитин от фракции КПРФ "творчески переработали" идею Навального и внесли в Госдуму законопроект (№603668-5), запрещающий госзаказчикам приобретать автомобили дороже 1 млн руб.

Однако ни одна из этих инициатив не была поддержана в Правительстве РФ – на все три законопроекта представлены отрицательные отзывы. О претензиях Правительства РФ и Минэкономразвития "Право.Ru" ранее писало подробно.

Тем не менее, профильный комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству был не столь категоричен. Высказав принципиальное согласие с идеей "ограничения расходов получателей бюджетных средств в целях недопущения приобретения предметов роскоши", члены комитета предложили всем депутатам, поддержавшим Навального, переработать законопроекты и внести их снова, устранив замечания. 

Претензий оказалось немало. В первую очередь профильный комитет обращает внимание на то, что нововведения усложнят процедуру государственных и муниципальных закупок — и приведут "к увеличению временных издержек и трудозатрат, связанных с рассмотрением каждой процедуры Правительством РФ и подготовкой соответствующего распоряжения". В комитете также вслед за правительством подчеркивают, что предложенные депутатами меры "не позволяют комплексно решить проблему эффективности расходования бюджетных средств", поскольку "размещение заказов для государственных и муниципальных нужд не ограничивается только закупкой легковых автомобилей".

Еще одним поводом для критики стало отсутствие в законопроектах и российском законодательстве понятий „техническое усовершенствование“, „модернизация“, „переустройство“ применительно к легковому автомобилю. "Предложенные нормы могут субъективно интерпретироваться участниками размещения государственного (муниципального) заказа. Не совсем понятно, каким образом на стадии принятия решения о размещении заказа можно точно установить будущую стоимость автомобиля после его технического усовершенствования модернизации, переустройства", — приходит к выводу комитет.

Обнаружили депутаты в поправках в 94-ФЗ и противоречия с Бюджетным кодексом РФ. "Необходимость принятия распоряжения Правительства РФ возникает при размещении заказов как федеральными органами, так и органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления. Вместе с тем такой подход не соответствует статье 31 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей принцип самостоятельности бюджетов, который означает, в частности, право и обязанность органов госвласти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов", — говорится во всех трех заключениях, которые практически идентичны, впрочем, как и сами законопроекты. 

Кроме того, вслед за Правительством РФ профильный думский комитет выразил сомнения в целесообразности предоставления Минэкономразвития новых прав органичивать траты чиновников, назвав это "не совсем обоснованным". По мнению комитета, перечень отдельных видов товаров, которые нельзя будет приобрести без распоряжения правительства "целесообразно закрепить в 94-ФЗ или, как минимум, предусмотреть за Правительством РФ право на установление таких ограничений". "Более того, представляется нецелесообразным в целом определять [такой перечень товаров и услуг] без какой-либо привязки к начальной (максимальной) их стоимости", — говорится в заключениях.

Руководитель юридической службы КПРФ, депутат Вадим Соловьев заявил "Право.Ru", что законопроект будет обязательно дорабатываться. Возможно, что авторы сразу трех законопроектов объединят свои усилия, и будет создан один документ. Это подвердил и эсер Геннадий Гудков, который подчеркнул, что и в следующей редакции документа обязательно будет ограничение максимальной цены автомобилей, которые могут покупать чиновники за бюджетные деньги.

Однако думские юристы считают, что законопроект может потерять свою актуальность еще до принятия, либо будет действовать очень недолго. Это связано с тем, что сейчас на рассмотрении в нижней палате парламента находится правительственный законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг". После его принятия 94-ФЗ будет считаться утратившим силу, и депутатам придется искать другие способы закрепления в законодательстве ограничений на закупку чиновниками дорогих автомобилей.