ПРАВО.ru
Новости
18 июня 2012, 21:45

Кассация обобщила практику применения арбитражными судами статьи 148 главы 21 НК РФ

Кассация обобщила практику применения судами статьи 148 главы 21 НК РФ

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа представил на своем сайте обобщение практики применения арбитражными судами статьи 148 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ.

Предметом обзора стало исследование практики применения арбитражными судами РФ положений статьи 148 НК РФ на основании судебных актов федеральных арбитражных судов РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Как известно, статьей 148 НК РФ установлен порядок определения места реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения операций НДС.

ФАС ЗСО, в частности, анализируются споры, связанные с реализацией услуг по предоставлению российскими организациями и индивидуальными предпринимателями во временное пользование судов с экипажем по договору аренды для целей перевозки грузов или пассажиров, услуг по перевозке.

Как отмечает кассационный суд, к таким услугам подлежат применению положения абзаца 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ об освобождении от обложения НДС, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории РФ. В этом случае, помимо целей договоров, характера услуг, возникает необходимость определить расположение начальной и конечной точек маршрутов перевозки, их принадлежности к территории РФ.

По делу № А42-1755/2011 (постановление от 01.03.2012) ФАС СЗО был рассмотрен спор, связанные с проверкой обоснованности доначисления обществу НДС в связи с нарушением пункта 2 статьи 148 НК РФ и неправомерным отнесением выручки от реализации услуг по сдаче в аренду воздушных судов с экипажем по договорам, заключенным с иностранными компаниями, к неподлежащим налогообложению операциям.

Суды установили, что общество (исполнитель) в 2007, 2008 и 2009 годах заключило с иностранными контрагентами договоры аренды транспортных средств (воздушных судов) с экипажем, по условиям которых приняло на себя обязательство предоставить иностранным контрагентам (заказчикам) два вертолета ("Ми-8Т" "Ми-2") с экипажем для авиационного обеспечения круизов с борта ледоколов "Ямал" и "50 лет Победы", а также оказывать услуги по управлению этими вертолетами и их технической эксплуатации.

Суды, исследовав представленные таможенные декларации, установили, что арендованные вертолеты были помещены на ледоколы "Ямал" и "50 лет Победы" и вывезены за пределы территории РФ, где и выполняли полеты. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривалось.

Факт выполнения полетов за пределами территории РФ также подтверждается представленными в материалы дела актами сдачи-приемки работ, заявками на выполнение полетов, актами-отчетами о выполнении заявок на полеты, а также письмами открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" и федерального государственного унитарного предприятия атомного флота "Атомфлот" о нахождении в спорный период данных ледоколов за пределами территории РФ.

Оценив условия договоров, суды пришли к выводу, что заключенные договоры являлись договорами фрахтования, и заключение таких договоров в силу статей 787 Гражданского кодекса и 104 Воздушного кодекса РФ предполагает перевозку грузов или пассажиров.

Налогоплательщик представил заявки на выполнение полетов, акты-отчеты о выполнении заявок на полеты, которые содержат сведения о времени вылета, длительности полетов, количестве пассажиров и груза, а также о пунктах отправления и прибытия воздушных судов, и подтверждают осуществление вертолетами "Ми-8т" и "Ми-2" полетов с морских судов за пределами территории РФ. При этом суды отклонили ссылку налогового органа на неуказание в договорах фрахтования классификации полетов, содержащейся в приказе Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 № 77, поскольку иные документы по делу подтверждают фактическое выполнение полетов и перевозку грузов.

Довод налоговой инспекции о необходимости применения положений постановления Президиума ВАС РФ № 6508/09 также не был принят, поскольку пользование воздушными судами осуществлялось за пределами территории РФ и в целях перевозки грузов и пассажиров.

С полным текстом обобщения практики применения арбитражными судами статьи 148 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, подготовленного ФАС СЗО, можно ознакомиться здесь.