Известный французский дизайнер — модельер обуви Кристиан Лубутен (Christian Louboutin) добился в России правовой охраны своего бренда в виде красной подошвы для женской обуви. Изначально в Роспатенте производителю обуви отказали, сославшись на то, что цвет в обуви не может являться объектом исключительного права и должен беспрепятственно использоваться различными производителями обуви. Однако у Палаты по патентным спорам оказалось иное мнение.
Кристиан Лубутен попытался получить в России правовую охрану для своего товарного знака в виде красной подошвы женской обуви. Несмотря на то, что знак был оформлен во многих странах, например, в США, Великобритании и Австралии, Роспатент 22 марта 2012 года направил модельеру отказное решение. Российское ведомство мотивировало его тем, что заявленное обозначение не обладает различительной способностью и любой цвет в обуви не может являться объектом исключительного права, и [цвета, их сочетания] должны беспрепятственно использоваться различными производителями обуви.
Не согласившись с таким ответом, Кристиан Лубутен в сентябре 2012 года направил возражение в Палату по патентным спорам, в котором содержалось порядка десятка аругментов в пользу необходимости предоставить правовую охрану в России этому бренду. "Заявленное обозначение не является просто цветом или цветовым сочетанием обуви, а представляет собой цвет подошвы обуви", — говорилось в возражении. Представители модельера сочли необоснованным утверждение, что "красный цвет подошвы обуви, который не является ни функциональным, ни общеупотребительным для подошвы, должен "беспрепятственно использоваться различными производителями обуви".
Особое внимание заявитель в своем возражении уделил описанию известности и узнаваемости продукции. "Красная подошва является уникальным и широко известным отличительным признаком женской обуви от Кристиана Лубутэна. <…> Дженифер Лопез посвятила песню туфлям на красной подошве от Лубутэна, а в сериале "Секс в большом городе" одна из героинь появилась на экране в туфлях с красной подошвой", — описывали в компании. (На российском рынке принято написание фамилии дизайнера "Лубутен", но в решении Палаты по патентным спорам фигурирует именно "Лубутэн" — "Право.ru")
Кроме того, в документе подчеркивалось, что "между объемом продаж и узнаваемостью товарного знака нет прямой зависимости. <…> Нельзя утверждать, что те, кто такую обувь не покупал, ничего о ней не знают". "Товарные знаки автомобилей "Ягуар", "Феррари", дизайнерские товары "Луи Вьюитон", престижные марки часов не имеют много потребителей на территории России, но нельзя утверждать, что население страны о них не знает", — напоминали представители известного дизайнера. А также ссылались на то, что исключительное право на товарный знак признано в США, Великобритании, Бенилюксе, Австралии, Франции, Норвегии, Мексике.
Последний аргумент касался недобросовестной конкуренции на российском рынке. По данным представителей Кристиана Лубутена, в Интернете можно найти много предложений обуви, якобы от Кристиана Лубутена за 2000-3000 руб., хотя настоящая пара обуви стоит 40 000-50 000 руб. "Когда недобросовестная конкуренция выражается именно в использовании красной подошвы для женской обуви, правовой базой для ее пресечения, особенно в странах континентальной системы права, к числу которых относится и Россия, является регистрация товарного знака", — заключили они.
Палата по патентным спорам сочла эти доводы убедительными и решила предоставить правовую охрану этому товарному знаку, говорится в решении, опубликованном на днях.