С просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении Министерства юстиции РФ за нарушения прав адвокатов обратилась сегодня к генеральному прокурору России Юрию Чайке межрегиональная правозащитная ассоциация "Агора". Поводом к этому стали данные исследования, проведенного "Агорой" и некоммерческим волонтерским проектом "РосУзник", сообщает пресс-служба ассоциации.
В ходе исследования был опрошен 31 адвокат из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежской, Владимирской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Тюменской областей, Татарстана и Краснодарского края с целью выяснить, как государственные органы мешают работать защитникам по резонансным уголовным делам федерального и регионального уровня.
В частности, в опросе приняли участие адвокаты Алексея Навального, Pussy Riot, фигурантов "Болотного дела", известных бизнесменов, антифашистов и националистов. Анализировалась деятельность адвокатов по работе с подзащитными в отделах полиции, следственных изоляторах, колониях по так называемым политическим или околополитическим делам.
Всего с начала 2011 г. до конца августа 2013 г. зарегистрировано 96 случаев препятствования адвокатской деятельности. Авторы доклада подчеркивают, что некоторые факты носят характер многократных системных и длящихся. Правозащитники сообщают о 7 криминальных инцидентах, 51 препятствовании адвокатам со стороны полиции и ФСИН и 38 — со стороны следователей.
Анализ этих фактов, как отмечают правозащитники, также показал, что большинство случаев ограничений прав адвокатов с подзащитными в закрытых учреждениях вызвано "ненадлежащим правовым правовым регулированием этих вопросов Минюстом РФ, которое длительное время не исполняет решения высших судов России, принятых по данным вопросам".
Так, адвокаты сталкиваются с попытками возбуждения уголовных дел (2 факта), попытками лишения статуса (1) и попытками отстранения от защиты (1). Кроме того, зафиксированы взломы электронной почты и аккаунтов в социальных сетях, прослушивания телефонных переговоров (5), незаконные обыски и досмотры (2), а также угрозы, в том числе физической расправы (2).
Многие адвокаты сообщили, что их систематически под надуманными предлогами не пускают к подзащитным в ИВС и отделы полиции (17 фактов), СИЗО и колонии (11 фактов). При этом условия труда адвокатов, в первую очередь, работающих с клиентами в московских СИЗО, "сложно назвать человечными". Так, 9 адвокатам запрещали пользоваться какой-либо техникой, а 12 адвокатов попросили обратить внимание на многочасовые очереди в следственных изоляторах. По словам опрошенных адвокатов, в самых длинных очередях им приходится стоять в столичных "Бутырке" (СИЗО №2), "Печатниках" (СИЗО №6) и "Медведково" (СИЗО №4).
В докладе приведены многочисленные факты длительных ожиданий адвокатов встреч с подзащитными. Хотя защитники занимают очереди с утра, они не всегда попадают на встречу с доверителями даже к вечеру. Кроме того, ряд свободных следственных комнат адвокатам не представляют из-за "брони" для правоохранительных органов. При этом в одной следственной комнате (иногда размером 2 на 3 метра) вынуждены работать несколько адвокатов (до 9 (!) человек со следователем и подзащитными) по разным делам, нарушая тем самым принцип конфиденциальности.
Также адвокаты утверждают, что следователи незаконно пытаются взять с них подписки о неразглашении данных предварительного расследования (3) и не допускают в дело (7). Кроме того, защитники жалуются на отказы в ознакомлении с документами, неуведомление о движении по делу и т. д. (13). Адвокаты недовольны и систематическими игнорированиями ходатайств, которые могут поставить под сомнение официальную версию и позицию следствия (11).
Помимо этого, распространенной проблемой является работа оперативников с клиентами адвокатов без уведомления и присутствия последних. В результате подзащитные вывозятся за пределы СИЗО и ИВС, нередко подвергаются угрозам и насилию и под давлением отказываются от услуг защитников.
Материалы исследования с предложениями по совершенствованию нормативной базы (см. здесь) правозащитники также направили министру юстиции Александру Коновалову и президенту Федеральной палаты адвокатов РФ Евгению Семеняко.
С полным текстом 19-страничного доклада о нарушении прав адвокатов можно ознакомиться здесь.