Федеральный арбитражный суд Поволжского округа сегодня представил на своем сайте рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС ПО по актуальным правовым проблемам оборота недвижимости и земельных правоотношений.
В обобщении НКС, в частности, отвечает на следующие вопросы. Необходимо ли в обязательном порядке назначать по делу судебную экспертизу по определению рыночной стоимости земельного участка, либо возможно при вынесении решения основываться на отчете о рыночной стоимости, представленной истцом (нередко на практике значительно разнятся величины рыночной оценки по отчету, представленному истцом, и по отчету в рамках судебной экспертизы)? Необходимо ли в обязательном порядке назначать судебную экспертизу по определению соответствия представленного истцом отчета по определению рыночной стоимости земельного участка положениям Закона № 135-ФЗ нормам, требованиям обязательных стандартов и правил оценки? В том числе если ответчики не оспаривают представленный истцом отчет по содержанию. На кого следует относить расходы по судебной экспертизе, поскольку ответчики по указанной категории споров, по сути, не являются субъектами, действиями которых нарушаются права истца и не имеют собственного финансового интереса?
По заключению Научно-консультативного совета, в соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
НКС отмечает правовую позицию, изложенную в пункте 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 20.12.2006 № 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе". Если экспертиза в силу АПК РФ могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010 указано, что в случае существенного расхождения между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил АПК РФ.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Закон № 135-ФЗ, в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Статьей 24.11 Закона № 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости.
В случае если на спорные правоотношения нормы Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются, представление экспертизы отчета не требует, в этом случае суд может назначить экспертизу об определении рыночной стоимости земельного участка по ходатайству сторон или третьих лиц.
Если к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то истец должен предоставить экспертизу отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, и в случае непредоставления такой экспертизы суд вправе по ходатайству сторон назначить экспертизу отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
При этом нормами АПК РФ назначение экспертизы не является обязанностью суда.
Кроме того, как отмечает НКС, необходимо учитывать, что в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 10761/1 по делу № А11-5098/2010, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Данная правовая позиция подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования данного постановления не вынесено решение судом первой инстанции.
В случае назначения в ходе рассмотрения дела об установлении кадастровой стоимости земельного участка экспертизы, расходы по экспертизе подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
С полным текстом рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Поволжского округа на тему: "Актуальные правовые проблемы оборота недвижимости и земельных правоотношений" можно ознакомиться здесь.