Автор: Александр Московкин
В августе 1927 года два итальянских анархиста были казнены на электрическом стуле. Они обвинялись в двойном убийстве. Но как только был озвучен приговор, по Европе прокатилась волна протестов. И простые люди, и видные деятели, ученые, политики были возмущены таким решением суда. Они считали обвинения ошибочными, а доказательства слабыми. Однако несмотря на протесты, петиции, просьбы о помиловании 22 августа 1927 года в 23 часа 03 минуты губернатор американского штата Массачусетс Алван Фуллер утвердил смертный приговор, вынесенный Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти судом города Плимут.
Лишь через несколько десятилетий власти США признали явные недоработки прокурора и ошибку суда. Но Сакко и Ванцетти уже давно не было в живых. Процесс по их делу относится к числу самых нелицеприятных для американской юстиции за всю ее историю.
Сидя на электрическом стуле, анархисты говорили о том, что чисты перед законом
Как следует из документов по делу Сакко и Ванцетти (практически все материалы по нему доступны здесь), меньше чем через час после оглашения приговор следовало привести в исполнение. В тюрьме Чарльзтауна, где это должно было произойти, шли последние приготовления.
Сакко и Ванцетти практически одновременно вывели из камеры смертников и повели в зал, где должна была состояться казнь. "Да здравствует анархия", – прокричал 36-летний Сакко перед тем, как его усадили на электрический стул. "Да здравствуют мои жена, ребенок и друзья", – добавил он через несколько секунд. После этого осужденный посмотрел на присутствующих в зале и сказал: "Добрый вечер, господа". После этого палач пустил ток, и в 0 часов 19 минут врач констатировал смерть Никола Сакко.
Через несколько минут в зал ввели Ванцетти. 39-летний приговоренный сказал надзирателям: "Я бы хотел сообщить вам, что я невиновен. Я не совершил в своей жизни ни одного преступления. Конечно, на моей совести есть грехи, но не преступления. Спасибо вам за все, что вы для меня сделали. Я не виноват ни в одном преступлении, не только в том, за которое меня осудили, а ни в одном! Я совершенно чист перед законом".
После этого Ванцетти пожал руки двум надзирателям и одному свидетелю и занял место на электрическом стуле. "Я прощаю вам то, что вы со мной сделали", – таковы были его последние слова. В 0 часов 27 минут Ванцетти был мертв.
На следующий день крупнейшая американская газета The New York Times вышла с подробнейшей статьей о том, как проходила казнь.
В чем сделали виноватыми итальянских анархистов?
15 апреля 1920 года недалеко от Бостона неизвестные напали на инкассаторов, которые несли зарплату сотрудникам обувной фабрики "Альфред Кокс". Двое нападавших убили бухгалтера и охранника, похитили 15 776 долларов и скрылись на машине голубого цвета, в которой сидели еще трое сообщников.
Не понятно почему, но полиция схватила именно Сакко и Ванцетти. Одно из оснований: во время обыска у подозреваемых обнаружили оружие, а показания итальянцев были крайне противоречивы и путаны. Но это все, что сыщики могли предъявить.
Тем не менее, их решили судить за двойное убийство и разбой.
Прокурор построил обвинение лишь на косвенных уликах и упорно не замечал наличие у итальянцев алиби
Гособвинитель Кацман представил дело так: Никола Сакко застрелил инкассаторов, а Бартоломео Ванцетти был его помощником, ожидавшим в машине. Несмотря на то, что эта версия противоречила большинству показаний свидетелей (они указывали, что нападавших было пятеро, а их внешность все описывали по-разному), Кацман упрямо убеждал присяжных в своей правоте.
Суд не смутило и то обстоятельство, что и Сакко, и Ванцетти имели алиби, подтвержденное свидетелями. На абсурдность версии Кацмана указывал и тот факт, что Ванцетти, который якобы ожидал сообщника в машине, не умел водить автомобиль. По сути дела, у гособвинения были лишь две косвенные улики. Первая – свидетели указали, что нападавшие были итальянцами, вторая – у Сакко обнаружили патроны 32 калибра, а гильзы от револьвера 32 калибра были найдены возле тел инкассаторов.
Судья по делу Сакко и Ванцетти изначально был настроен считать их преступниками. И без убедительных доказательств
Судья Вебстер Тэйер, взявшийся вести дело Сакко и Ванцетти, был известен своим подозрительным отношениям к иностранцам. Особенно ярко его неприязнь проявлялась в тех случаях, когда речь шла не просто о выходцах из других стран, а о тех, чей портрет не соответствовал его представлениям о благонадежном гражданине США, то есть о коммунистах и анархистах, наводнивших Америку после окончания Первой мировой войны.
Сакко и Ванцетти как раз и были теми ненавистными и выходцами из другой страны (из Италии), и анархистами. И уже никто не учитывал, что в принципе они были законопослушными гражданами. Сакко работал на фабрике, Ванцетти торговал рыбой.
Справедливости ради нужно заметить, что предрассудки судьи Тэйера разделяла большая часть тогдашнего американского истеблишмента, опасавшегося "красной чумы".
Общая атмосфера недоверия к иностранцам, да еще и анархистам, сделала свое дело
"Господа присяжные, исполните свой долг, будьте мужчинами", – сказал Кацман в своей крайне эмоциональной заключительной речи. Присяжные последовали его увещеваниям и вечером 14 июля 1921 года вынесли Сакко и Ванцетти смертный приговор. 9 апреля 1927 года судья Тэйер вынес окончательное решение по делу: смертная казнь на электрическом стуле для обоих осужденных.
Понимая, что приговор скоропалительный, все мировое сообщество возмущалось
Как только новость о решении присяжных была обнародована, по миру прокатилась волна протестов. Многие интеллектуалы и политики, включая Альберта Эйнштейна, Томаса Манна и Папу Римского (полный список и историю протестов смотрите здесь) отправили в адрес американского суда письма, в которых выразили сомнение в виновности осужденных и справедливости приговора.
Волна протестов прокатилась по Лондону, Копенгагену, Италии, Швейцарии, Испании, Бельгии, Португалии и Германии. А посольство США в Париже даже пришлось взять под круглосуточную охрану: многочисленные демонстранты неоднократно пытались ворваться туда и расправиться с американской дипмиссией.
Сакко и Ванцетти реабилитировали через десятилетия после смерти, власти США фактически признали ошибку
Лишь а 1977 году, 50 лет спустя после смерти Сакко и Ванцетти, тогдашний губернатор Массачусетса Майкл Дукакис реабилитировал обоих осужденных. Это произошло не потому, что их невиновность окончательно доказали, а потому, что, по мнению Дукакиса, государство привело недостаточно доказательств вины Сакко и Ванцетти, а сам процесс был необъективным и предвзятым.
О том, были ли Сакко и Ванцетти на самом деле виновны, исследователи спорят и сегодня. Процесс стал легендой: существует целая гора литературы по нему, а о фигурантах этого дела сняли фильм и написали песню. В Советском Союзе в честь двух итальянцев называли фабрики, заводы и улицы.
Смертельная ошибка – неизбежное зло?
С 1973 года в США помиловали 124 человека, приговоренных к высшей мере наказания. Большинство из этих людей оправдали стараниями правозащитников, которым удалось убедить власти, что они невиновны в инкриминируемых преступлениях.
Согласно данным Amnesty International, 23 осужденных между 1900 и 1984 годами все-таки попали на электрический стул за чужие преступления. Надо сказать, что эти данные, красноречиво свидетельствующие о фатальных ошибках американской юстиции, никто из официальных лиц не подтвердил, но и не опроверг.
Делу Сакко и Ванцетти аналитики Amnesty International посвятили особое место в своем докладе. А для остального мира оно до сих пор служит примером того, как далеко может зайти государство, не желающее признавать ошибок своей карательной системы.