Конституционный суд (КС) РФ напомнил ряду субъектов федерации о необходимости исключить из своих нормативно-правовых актов понятие «суверенитет».
«Исходя из того, что суверенитет РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов федерации, КС пришел к выводу, что республики в составе РФ, как и другие субъекты, статуса суверенного государства не имеют и решить этот вопрос иначе в своих конституциях не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным», — говорится в письме КС РФ, отправленном лидерам политических партий, главам исполнительной, законодательной и судебной власти регионов, а также руководителям федеральных СМИ.
В письме сообщается, что еще в 2000-2001 годах КС принял ряд решений, которыми интерпретировал вытекающие из Конституции и относящиеся к основам конституционного строя неделимость суверенитета России и конституционную (а не договорную) форму федерации. Выявленный с 2000 года массив противоречащих Конституции нормативных правовых актов субъектов РФ в основном был приведен в надлежащий вид. Но, как отмечается в послании КС, и по сей день в ряде субъектов РФ из текстов конституций и уставов не исключены положения о суверенитете республик в составе Российской Федерации.
КС также утверждает, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России.
«Конституционный суд обращает внимание органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за законностью в субъектах, на необходимость в кратчайшие сроки приведения в соответствие с Конституцией РФ и решениями Конституционного суда основных региональных законов», — подчеркивается в письме.
Заметим, что это не первое подобное послание. Аналогичное письмо было направлено примерно по тем же адресам еще в декабре прошлого года.
История и перспективы
Почему Конституционный Суд вернулся к проблеме суверенитетов субъектов РФ, объяснил глава ведомства Валерий Зорькин. «Само присутствие термина „суверенитет“ в республиканском законодательстве способно „вызвать деструктивный эффект“, особенно сейчас, в период кризиса и информационных войн», — считает Зорькин.
Вместе с тем, напомним, что в апреле этого года Дмитрий Медведев поручил председателю КС довести до конца работу по приведению региональных законодательств в соответствие с Конституцией. Затягивать с ревизией местных правовых норм не следует, «в конечном итоге от этого зависит судьба нашего государства, особенно в период трудностей», — заявил Медведев.
Региональные власти достаточно оперативно отреагировали на послание КС. Республика Тува уже официально пообещала устранить в ближайшее время из своей конституции положение о гражданстве. В Туве также собираются создать конституционную комиссию для устранения других противоречий основного закона республики с Конституцией РФ. Такое решение было принято в Законодательной палате Великого хурала.
А власти Якутии еще в начале июня вынесли на всенародное обсуждение поправки к Конституции республики, которые подразумевают исключение из ее текста понятия о суверенитете субъекта РФ. Восемнадцатого июня новый текст Основного закона рассмотрят местные парламентарии. При этом в феврале 2009 года депутаты Госсобрания Якутии отказались исключать из своего Основного документа понятие «суверенитет».
В то же время в Татарстане депутаты не горят желанием выносить на обсуждение вопрос о суверенитете. Как заявил 116.ru зампредседателя комитета по строительству и местному самоуправлению Госсовета РТ, глава фракции КПРФ в местном парламенте Хафиз Миргалимов, «претензии Конституционного суда необоснованны».
«Сейчас нужно думать не об этом, а о том, как обеспечить народ работой. Кому-то мешает, как Татарстан, Якутия, Чечня работают в условиях кризиса», — заявил Миргалимов.
По мнению парламентария, в случае, если представление КС РФ дойдет до Госсовета РТ, депутаты его обязательно рассмотрят. Но для начала нужно привести в порядок само федеральное законодательство, отмечает депутат. В частности, в статье 5 Основного закона страны республика приравнивается к государству и имеет свою конституцию и законодательство, а устройство страны, в свою очередь, основано на разделении полномочий.
Напомним, Владимир Путин еще будучи исполняющим обязанности президента РФ назвал оправданными слова Бориса Ельцина «берите столько суверенитета, сколько сможете» и призвал воспринимать их буквально. «Полномочия местной власти и их возможности должны соответствовать друг другу», — заявил Путин в марте 2000 года. Он тогда считал, что необходимо совершенствовать отношения между центром и регионами, а также взаимоотношения субъектов федерации между собой, чтобы «на местах власть работала как надо».
В контексте
В том же письме КС РФ отмечает, что конституционные и уставные суды не раз доказывали, что способствуют укреплению законности, защите прав и свобод человека, формированию единого правового пространства. Но даже в деятельности этих органов конституционного контроля встречается порой непонимание значения некоторых банальных вещей. Они повторяют «конституционные» и «уставные» ошибки при вынесении собственных постановлений и определений. Поэтому, по мнению КС РФ, становление региональных правосудий должно сопровождаться четким уяснением пределов полномочий и компетенции этих органов.
Интересно отметить, что по времени с письмом КС совпала инициатива члена Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрия Карпенко. Он внес на рассмотрение депутатов законопроект об упразднении городского Уставного суда.
Депутат полагает, что это «позволит в полном объеме реализовать конституционные права граждан на судебную защиту, а также сократить неэффективные расходы городского бюджета». Полномочия суда предлагалось разделить между городским парламентом и Конституционным судом.
Автор документа предлагал дать Законодательному собранию толковать устав города, а Конституционному суду — проверять местные законы и правовые акты на соответствие ему. Такая схема предусмотрена Конституцией и законом «О Конституционном суде Российской Федерации», но для этого субъект федерации и КС должны заключить договор о разграничении полномочий. Внесенный Карпенко законопроект предусматривал возможность для губернатора Валентины Матвиенко инициировать такой договор, так же, как она поддержала ранее его поправку о существенном сокращении бюджета УС на 2008 год. Но в данной ситуации об этом говорить уже не приходится.