Турочакский районный суд
Турочакский районный суд
Руководство
Председатель суда | Якова Татьяна Казаковна |
Контакты
Адрес | 649140, Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Советская, д. 56 |
Телефон | (38843) 2-27-34 |
Сайт | http://turachaksky.ralt.sudrf.ru/ |
История
В октябре 1921 года действовал народный суд 1-го участка Горно-Алтайского уезда.
С образованием 01 июня 1922 года Ойротской автономной области в составе Алтайской губернии перед руководителями только что родившейся области встали грандиозные задачи, не терпящие отлагательств, в том числе по формированию самостоятельных судебных органов. Первым делом в этом направлении было создание 01 октября 1923 года самостоятельной Ойротской областной прокуратуры с подчинением прокурору Сибири.
На заседании Президиума областного исполнительного комитета 11 декабря 1923 года был создан суд Ойротской автономной области.
27 августа 1922 года прошло заседание комиссии в составе пяти человек: Майкова, Зяблицкого, Мезенцева, Маевского, Андера, - по распределению Ойротской автономной области на судебно-следственные участки. Было определено пять участков народного суда:
1. г. Улала
2. Успенский
3. Шебалинский
4. Усть-Канский
5. Кош-Агачский
В Успенский участок с резиденцией в селе Кебезень вошли волости: Лебедская, Алтын-Кольская, Успенская, Ыныргинская, Озеро-Куреевская с числом жителей 18 757 человек. Судьей назначен Тарлавин Иван Степанович.
Судебно-следственные участки Ойротской автономной области утверждены облисполкомом (протокол заседания Президиума №14 от 10/II-24).
6 октября 1922 года рассмотрен штат народных судей, судебно-следственных участков, прокуратуры и адвокатуры Ойротской автономной области. Штат народных судов имел следующий состав: народный судья, секретарь, корреспондент, курьер и сторож. Всего пять человек.
Протоколом заседания президиума Ойротского облисполкома № 14 от 19 февраля 1924 год была принята схема распределения территории области на судебно-следственные участки. Во второй участок нарсуда вошли Успенская Волость с 24 сельсоветами и Лебедская волость с 18 сельсоветами, с числом жителей 21 749 человек.
На заседании президиума облисполкома 19 ноября 1924 года была утверждена новая схема распределения Ойротской автономной области на судебно-следственные участки (Протокол заседания № 55 (150), § 8). Определено три участка, в первый из них вошли с. Улала, Майминская, Чемальская, Успенская волости, а также Лебедская волость с числом жителей 10127 человек.
1 октября 1927 года открыт судебный участок с центром в с. Чоя, куда вошли и 13 сельсоветов Лебедского аймака.
С 1930 года судебный орган Лебедского аймака числился как Лебедской народный суд восьмого участка Ойротской автономной области. С 1934 года народным судьей назначен Молчанов Михаил Маркович, с 3 января 1935 года - Никитин Николай Сергеевич, вскоре Вишняков Василий Алексеевич…
Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 апреля 1933 года произведены изменения в названии аймаков Ойротской области: Лебедской аймак переименован в Турочакский.
В первом полугодии 1936 года назначены Чойский и Турочакский народные суды. Подчиненность, да и переименование народных судов, несомненно, во многом были связаны с административно-территориальными изменениями в области и вне
В первом полугодии 1936 года назначены Чойский и Турочакский народные суды. Подчиненность, да и переименование народных судов, несомненно, во многом были связаны с административно-территориальными изменениями в области и вне ее.
Так, с образованием 28 сентября 1937 года Алтайского края, выделившегося из Западно-Сибирского края, Ойротская автономная область вошла в его состав. Изменилась подчинённость.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1948 года Ойротская автономная область была переименована в Горно-Алтайскую автономную область.
Большое влияние на законодательство и формирование правоохранительных органов оказала Конституция 1936 года и принятый в 1938 году Закон о судоустройстве. Эти документы внесли значительные изменения в порядок избрания судей. Их, а также народных заседателей стали избирать местные Советы депутатов трудящихся сроком на пять лет.
Среди основных положений о судоустройстве Конституцией СССР 1936 года провозглашались принципы открытости судебного процесса, независимости судей, подчинение их только закону. Однако за оптимистичными лозунгами и призывами тех лет раскручивался маховик репрессий. Перед советскими правоохранительными органами была поставлена задача борьбы с преступными посягательствами на государственное и общественное устройство СССР. Шло вмешательство во все сферы судебной деятельности, множество директив определяло работу суда. Советскими и партийными органами утверждались кандидатуры на должности судей, указывались сроки и порядок проведения заседаний, диктовались возможные результаты рассмотрения дел. Суд того времени не мог быть независимым: он рассматривался как орган, который служит интересам самого государства, и потому государство должно полностью контролировать его деятельность. При этом и суды, и все правоохранительные органы работали в обстановке всеобщей подозрительности: любая оплошность рассматривалась как акт вредительства.
Нагрузка на народных судей была довольно значительной. Согласно расчетам НКЮ Союза ССР в 1937 году один судья в городе должен был рассмотреть 90 дел в месяц, в сельском районе - 60. В 1940 году месячная нагрузка народных судов была определена соответственно в 80 и 60 судебных дел. Контроль за сроками рассмотрения дел осуществляли партийные органы, исполкомы и управление юстиции.
СОРОКОВЫЕ, РОКОВЫЕ…
С первых дней войны изменились условия работы в судебных органах. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» определил формы работы суда в условиях войны. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и госбезопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Однако это касалось только местностей, находящихся на военном положении.
Многие судебные работники были призваны в ряды Красной Армии. Укомплектование судебных работников проходило за счет выдвижения кандидатов партийными и комсомольскими организациями, эвакуированных из западных областей и выпускников юридической школы. Кроме того, пополнение судов было за счет созданного резерва из секретарей судебных заседаний, судебных исполнителей и нотариусов.
Война оказала влияние на состояние преступности: сократилось число дел о хулиганстве и некоторых других преступлениях. Доминирующее количество дел было связано с нарушениями трудовой дисциплины: они составляли 51 % от всех рассмотренных народными судами дел. Условия требовали укрепления трудовой дисциплины и установления особого режима рабочего времени. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий, работавших на оборону страны, рассматривался тогда как дезертирство и предусматривал наказание в виде тюремного заключения на срок от 5 до 8 лет. На судей возлагалась обязанность рассматривать дела в кратчайшие сроки, которые исчислялись сутками, а по делам о нарушениях трудовой дисциплины— часами. Для того чтобы рассмотреть дело в отведенное время судьям и работникам суда приходилось ночевать на рабочем месте или на предприятиях, поскольку немало таких дел рассматривалось непосредственно на производстве. Часто рассматривались дела о преступлениях против социалистической собственности. Количество дел о кражах, растратах и спекуляциях резко возросло. Советскими органами принимались меры по усилению борьбы с хищением продовольственных и промышленных товаров.
Народным судьей Турочакского аймака с 1944 до 1949 гг. являлся Малых.
После войны Горно-Алтайская автономная область, как и вся страна, встала на путь восстановления народного хозяйства. Наступил период подготовки к реформам во всех сферах жизни региона, в том числе и правоохранительной. Прекратили действие законы военного времени, например, такие как «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». В 1947 году была отменена и смертная казнь. Взамен было введено заключение в исправительно–трудовой лагерь сроком на 25лет.
Принятый Указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» установил единообразие в мерах наказания за хищение госсобственности, устранил существовавшее ранее деление преступлений на кражи, хищения, растраты и другие. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1947 года «Об усилении охраны личной собственности граждан» значительно повысил наказание за кражу личного имущества.
Важно было поднять на новый уровень систему юридического образования, поскольку процент судей с высшим юридическим образованием во всей стране был весьма невелик.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 года установил ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями соответствующего суда в составе председателя (или его заместителя) и двух членов суда. Судьи могли быть привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, упущение в работе вследствие небрежности или недисциплинированности, совершение проступков, недостойных судьи.
В связи с принятием новых Основ уголовного судопроизводства к участию в суде стали широко привлекаться обвинители от общественности. Этот институт был призван вовлекать представителей общественности в борьбу с нарушителями правопорядка.
Шли годы, накапливался опыт, рос образовательный ценз судей. Срок полномочий народных судей был увеличен с трех до пяти лет.
На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 07.01.1948 г. «О переименовании Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую» суды тоже были переименованы.
С 1949 г. по 1953 гг. в Турочакском народном суде работал Щербань.
В это время народными судьями также избирались на непродолжительный срок: Носков (1948г.), Овчинников(1949г.), Мошкарев (1949-1950гг.), Лотарев (1949-1950гг.).
В 1955 – 1957гг. народным судьей в районе работала Смирнова.
В шестидесятые годы ХХ века продолжилась законодательная реформа, основным направлением которой стала кодификация. Однако новые кодексы и иные кодификационные акты не столько меняли правовые институты, сколько закрепляли уже сложившиеся, обобщали их.
В 60–х — начале 80–х годов складывается трехступенчатая система законодательства: кодексы, основы законодательства по разным отраслям и Свод законов Союза ССР. Вместе с тем в правовом регулировании наблюдается и некоторая тенденция к дифференциации. Например, жилищное право выделилось в самостоятельную отрасль. В октябре 1960 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, заменивший собой УК 1926 г. и Уголовно–процессуальный кодекс РСФСР. В 1961 году Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В них были сформулированы положения, в целом отразившие сложившуюся в стране систему имущественных отношений. Закон закреплял государственную, кооперативно–колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Впервые в истории советского законодательства давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав. В 1964 был принят Гражданский кодекс РСФСР. Вскоре появился новый Гражданско-процессуальный кодекс.
С марта 1963 года исполнительные органы районной власти стали именоваться исполнительными комитетами районных Советов депутатов трудящихся. С октября 1977 года после принятия новой Конституции СССР, они переименованы в исполкомы районных Советов народных депутатов.
В марте 1963 года Турочакский аймак переименован в район.
Судебную систему Горно-Алтайской автономной области в 1965 году представляли Областной суд и 9 народных судов: г.Горно-Алтайск, Майминский , Усть-Канский, Усть-Коксинский, Улаганский, Кош-Агачский, Турочакский, Шебалинский и Онгудайский народные суды.
Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила правовые основы организации и деятельности судебных органов. Принятие основного закона повлекло за собой необходимость пересмотра законодательных актов и приведение их в соответствие с Конституцией. Это привело к принятию в 1981 году закона «О судоустройстве РСФСР».
В 70-е годы штат работников народных судов расширился: появились единицы секретарей-машинисток, зав.канцелярией, делопроизводителей. Судебная система тех лет имела выборную основу. На основании Постановления Горно-Алтайского ресисполкома от 25 июля 1991 года народные суды стали подчиняться Управлению юстиции Горно-Алтайского ресисполкома.
С 1957 года по 1970 год судьей в районе работал Скрипаль Николай Николаевич, затем по 1980 год судьей был назначен Доровских Михаил Никифорович. Непродолжительное время – 1981-1982 гг. работал Климов Александр Николаевич.
С 1986 года Турочакский народный суд становится двухсоставным.
Существенные социально–политические изменения, произошедшие в стране на рубеже 80–х - 90–х годов привели к реформированию и судебной системы.
Законом РСФСР от 3 июля 1991 года образована Горно-Алтайская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
В 1992 году Горно-Алтайская ССР преобразована в Республику Горный Алтай (постановление Верховного Совета Республики Горный Алтай от 5 февраля 1992 года), а 7 мая этого же года Республика Горный Алтай переименована в Республику Алтай.
Соответственно, произошли изменения в названии областного (республиканского) суда. Так, 3 июля 1991 года прежний суд Горно-Алтайской области был переименован в суд Горно-Алтайской ССР, а с мая 1992 года - в Верховный Суд Республики Алтай.
Концепция судебной реформы, принятая Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года, выдвинула в качестве основной задачи утверждение судебной власти как самостоятельной ветви власти, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной.
Судебная система представляет собою целостность, где невозможно реформирование по частям. Каждый уровень судебной системы хотя и обладает своей спецификой, но вместе с этим находится в структурной взаимосвязи с остальными уровнями.
В Конституции РФ 1993 года нашли отражение общепризнанные идеи и принципы, относящиеся к функционированию судебной системы. В дальнейшем в соответствии с Конституцией был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который закреплял идеи демократического независимого правосудия. В тот же период были приняты Федеральные законы, регламентирующие статус судей: «О статусе судей в Российской Федерации», «О государственной защите судей в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации». Законодатель пересмотрел действующее процессуальное законодательство с учётом требований международного права и основных направлений реформы судебной системы.
Расширение полномочий судебной власти за счёт включения в компетенцию суда, наряду с традиционным разрешением конфликтов частного характера, вопросов о конституционности актов и действий законодателя, законности актов и действий исполнителя, делают суд в полной мере способным обеспечить человеку защиту от любой формы произвола.
В правоприменительной деятельности стало необходимо руководствоваться как требованиями законодательных актов и разъяснениями Верховного Суда РФ, так и принципами, закрепленными в Конституции России. Все это потребовало от судей повышения профессионализма.
С самого начала судебной реформы остро стоял вопрос о материально–техническом обеспечении деятельности судов. В 1996 году принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», которым устанавливались меры по стабилизации финансового обеспечения судов. Для улучшения организации работы судов, обеспечения их материально–техническим снабжением в 1998 году был создан Судебный департамента при Верховном Суде РФ. В том же году организовано управление Судебного департамента в Республике Алтай.
После принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации из названия суда было исключено слово «народный». С тех пор суд стал называться - Турочакский районный суд Республики Алтай.
В разные годы (1982-2011 г.г.) в Турочакском районом суде работали: Осорин Николай Александрович,Шевченко Лариса Борисовна, Туянина Валентина Георгиевна, Стацура Римма Хавильевна, Марков Виктор Николаевич, Сулейманова Нурдилда Сейткановна, Кунгурова Ольга Анатольевна, Сумачакова Марина Владимировна.
С 18 апреля 2001 года и.о. председателя Турочакского районного суда являлась Филатова Надежда Леонидовна, которая была избрана народным судьей в 1992 году.
До 2001 года руководителем суда назначалась Сулейманова Н.С.
В 2002 году Турочакский районный суд преобразован в 3-составный.
В 2004 году суд возглавила в должности и.о. председателя Машкова Ольга Иосифовна, имевшая на день назначения длительный стаж по юридической работе (более 15 лет являлась работником прокуратуры Турочакского района, из них 12 лет – прокурором Турочакского района). Указом Президента РФ от 21 сентября 2006 года №1030. Машкова О.И. назначена на должность председателя Турочакского районного суда. В данной должности Ольга Иосифовна проработала до 19 сентября 2012 года. В настоящее время судья, пребывающий вотставке.
Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 1149 председателем Турочакского районного суда на 6-летний срок полномочий назначен Авдеев Алексей Пантелеевич.
Алексей Пантелеевич в 1980 году окончил Омскую высшую школу милиции МВД СССР, в 1988 году – Академию МВД СССР в г. Москве. Стаж по юридической специальности составляет 36 лет, в том числе 12 лет в должности судьи, имеет 2 квалификационный класс судьи.
В 2000 году Указом Президента Российской Федерации был назначен судьей Ленинского районного суда г. Барнаула, затем около пяти лет работал судьей Алтайского краевого суда, и с 2009 года до сентября 2012 года – председателем Октябрьского районного суда г. Барнаула.
Федеральными судьями на сегодняшний день являются: Албанчинова Кунсулу Васильевна (назначена Указом Президента РФ от 21.11.2013 №858), Куюкова Альбина Алексеевна (назначен Указом Президента РФ от 02.07.2013 №600).
Турочакский районный суд расположен по адресу: ул. Советская 56, с. Турочак.
Здание суда построено в 1956 году, и долгие годы в нём располагался райком КПСС. В 1990 году по Указу Президента Российской Федерации здание было передано суду.
В рамках целевой «Программы развития судебной системы Российской Федерации на 2002-2006г.г.» были выделены средства для укрепления материально-технической базы и улучшения условий размещения судов. 15 декабря 2006 года здание Турочакского районного суда введено в эксплуатацию после комплексного капитального ремонта, итогом которого стали достойные условия для работы судей и аппарата. Для суда построен новый гараж. В силу современных требований и обеспечения безопасности в здании суда установлены системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения. Имеется комната для конвоя и помещение для содержания подсудимых. В здании предусмотрены кабинеты для работы четырёх судей, оборудовано семнадцать автоматизированных рабочих мест.Внедрены и эксплуатируются все подсистемы Государственной автоматизированной системы (ГАС) Российской Федерации «Правосудие», в том числе Интернет-портал Турочакского районного суда и федеральных судов региона. В рамках ГАС «Правосудие» полностью автоматизирован документооборот, создана электронная база судебных решений и электронная картотека, что позволяет гражданам на Интернет-порталенайти информацию по любому судебному решению. В здании суда работает электронный информационный киоск, в котором также можно узнать информацию о рассматриваемых делах. Функционируетвнутренняя компьютерная сеть, залы заседаний оснащены программно - аппаратным комплексом звукозаписи и протоколирования судебного процесса IS Mechanics SRS Femida Внедрение новых технологий в деятельность судебной системы способствует эффективному, с наименьшими временными затратами осуществлению правосудия и соответствию тем высоким требованиям, которые предъявляются сегодня к судебной деятельности.
В настоящее время штатная численность Турочакского районного суда составляет 20 человек, из них: 3 судей, 9 сотрудников аппарата суда и 8 человек обслуживающего персонала.
На протяжении длительного времени в суде работают: Белозерова Ирина Геннадьевна, Федорук Ольга Витальевна, Ефремова Алла Павловна, Заболотнова Елена Сергеевна, Вайзингер Маргарита Витальевна.
Работники аппарата суда постоянно повышают свой профессиональный уровень, регулярно проходят курсы повышения квалификации в Академии правосудия в г. Томске, принимают активное участие в культурно-спортивных мероприятиях судебной системы Республики Алтай и конкурсах профессионального мастерства.