ПРАВО.ru
Новости компаний
2 апреля 2024, 17:00

«Представитель без доверки», или Как практикующему юристу создать телеграм-канал

«Представитель без доверки», или Как практикующему юристу создать телеграм-канал
Летом 2023 года средь шумного бала, случайно... появилась идея проекта, который сможет показать юриспруденцию с человеческим лицом. Окружающий мир пытается навесить ярлыки на юриста, общество предписывает этой профессии не только положительные черты — интеллект, эрудированность, красноречие. Среди негативных качеств фигурирует строгость, которая граничит с чопорностью, и, возможно, ханжество.

Не каждый ли школьник, переступая порог юридического вуза в день открытых дверей, видит себя в будущем главным героем сериала об успешном юристе? Между тем путь становления его остается долог, труден и тернист, а красная дорожка не выстилается сразу после окончания вуза. В конце пути заветная цель может потерять былую красоту, потрескаться и, возможно, обвалиться. И вот уже сериал о перспективном юристе, сопровождающем многомиллиардные сделки, находится под угрозой закрытия, а последняя его серия пройдет в декорациях комнаты ознакомления районного суда. Молодой специалист может выгореть, в голову лезут сомнения о правильности выбора профессии. Кошмарная картина, не так ли?

Еще недавно любимая профессия превращается в рутину, которая готова поглотить и переварить весь энтузиазм в обычные серые будни. Приходится констатировать, что такой исход возможен не только на заре профессии, но и спустя десятки лет практики. Где искать вдохновение для «реставрирования» розовых очков? Казалось бы, ответ прост — друзья и близкие, одним словом, те, кто всегда поддержат.

Но вот уже нотки недоумения звучат в подбадривающих словах, друзья не понимают, что может быть пугающего в задержке публикации судебного акта. Время обращаться к коллегам, но и это на оказывается панацеей. Сытый до судов консалтер не поймет инхаус-юриста, испытывающего первородную робость перед дверями зала судебного заседания.

В прологе «Золотого теленка» Илья Ильф и Евгений Петров писали: «Мы не просто смеемся. Наша цель — сатира именно на тех людей, которые не понимают реконструктивного периода».

В «Авторской исповеди» Николай Гоголь упоминал, что «если смеяться, так уже лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего», собрав «все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Именно с такими идеями и был создан «Представитель без доверки», название которого говорит само за себя: он уполномочен говорить за каждого юриста и ни за кого в частности. Формат проекта позволяет рефлексировать над досадными, но такими близкими каждому правоведу жизненными ситуациями. Отказавшись от привычного ведения канала в формате текста, все внимание было переведено на нетленные социальные типы, которые живы по сей день и останутся такими еще долгое время: наглые кредиторы, экспрессивные HR, неуверенные стажеры, своенравные партнеры юридических фирм, ленивые студенты и многие другие.

Каждое опубликованное видео рассказывает уникальную историю, которая бережно перенесена из реальной жизни и, возможно, слегка приукрашена. 

По просьбе участников событий все имена изменяются, из уважения к подписчикам остальные события отражаются именно так, как они происходили.

Разбавляя повествование о судебных процессах и внутренней кухне юристов шутками, понятными на профессиональном уровне, сюжеты с легкостью и грацией доказывают неоспоримый факт: юриспруденция не зиждется на пыльных фолиантах монографий, а серьезные люди в костюмах умеют хорошо шутить и не всегда погружены в изучение кодексов и судебной практики.
Впрочем, в своем повествовании я немного забежал вперед, необходимо вернуться в начало.

Творчество помогало мне пережить трудности в личной жизни, на учебе и на работе. Михаил Зощенко писал: «Давайте же посмотрим, какие отрицательные дела бывают у нас на любовном фронте, и, так сказать, железной метлой сатиры подметем то, что еще можно подмести». «Железная метла» многократно помогала преодолеть стресс от внешних обстоятельств: первой сессии, первого собеседования, первого судебного процесса. У такого юмора была обратная сторона: каждый раз он носил локальный характер, понятный узкому кругу знакомых с ситуацией лиц.

Я люблю кинематограф и в бытность студентом встречал рейтинги и подборки кино про юристов. Такие публикации встречались в серьезных юридических пабликах в формате поста выходного дня. Это были списки, кочевавшие из группы в группу, из месяца в месяц: мировой кинематограф не выдает юридические драмы пачками. Если бы каждый фильм был про юриста, такие постоянные подборки имели бы смысл.

И вот имея в руках дипломы бакалавра и магистра юриспруденции, три года практики в московском банкротном консалтинге, я снова вижу очередную подборку, озаглавленную «Что посмотреть юристу в выходные?» К моему великому разочарованию список фильмов оказался неизменным. Вся моя окружающая действительность за шесть лет изменилась, а подборки отказываются меняться. Охватившая меня тоска только усилилась из-за «смешной картинки» в столь типичном, сколь и архаичном юридическом паблике. Премьера этого мема в моей ленте социальной сети состоялась еще в одиннадцатом классе. Окружающий мир словно бы зациклился вокруг меня. Не смея и мечтать о карьере прославленного режиссера, я все же решил разорвать этот порочный круг.

Культовое «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино пестрит заимствованиями и мастерски сшито из переснятых отрывков других фильмов, вышедших ранее. 

Отсутствие опыта, свободного времени и финансовое состояние не позволяли мне пройти проторенной дорожкой, но я мог написать сценарий под известные сцены кинематографа, взяв визуальную палитру работ Мартина Скорсезе, Дени Вильнева и Гая Ричи.

Самый первый ролик был озвучен в офисной переговорке, в стандартной программе, предустановленной на смартфоне. Видео посвящалось собранию кредиторов, а сам сценарий к нему пылился в заметках около года. Сведя звук и сделав легкий монтаж, я показал его коллегам и, получив аккуратное одобрение большинства зрителей, вечером уже продумывал реализацию новой идеи, которая должна была быть посвящена проблеме подключений к онлайн-заседаниям. Стратегически правильным решением было писать в стол, нужно было подтвердить жизнеспособность будущего проекта на дальней дистанции. В конце концов, вдохновение — вещь непостоянная.

Накопив порядка десяти видео, заручившись поддержкой коллег и близких, я создал канал. Было бы опрометчиво надеяться на теплый прием в области, которая более походила на узкий круг, где со скепсисом относятся к новичкам. На старте проекта приходилось оглядываться на каналы, за годы собравшие лишь несколько сотен подписчиков при регулярной публикации контента. Это были в известной мере лишенные радости перспективы.

В фильме «Опенгеймер» Кристофера Нолана главный герой рассуждает: «Я преподаю то, что людям здесь даже не снилось, но когда они поймут, что с этим можно делать, пути назад не будет». Дав старт проекту, собрав первую тысячу подписчиков, я понял самую большую сложность. Как только я предлагал коллаборацию какому-либо юридическому каналу, обозревающему судебную практику или новеллы законодательства, в ответ приходило примерно одно и то же сообщение: «Пока сложно представить, как сделать коллаборацию с нашим каналом, но работы у вас суперские».

Опережая такие вопросы, я придумал иную тактику для взаимодействия с коллегами по сообществу: утром — персонально подготовленный контент на коллаборацию, днем — предложение о сотрудничестве.

Дело в том, что некоторые пожелания для роликов, поступающие от юридических каналов, были просто нормальными. Они были умными, но им не хватало немного чувства. И если я брался за них, то редактировал все, оставляя в первозданном виде только идею.

Нужно сохранять качество контента, поэтому к сотрудничеству необходимо было подходить как к сакральному нечто. Ловя момент, хочется поблагодарить Романа Сергеевича Бевзенко. «Экранизировать» его историю о повышении квалификации юристов в Европе было сравнимо с высшей степенью триумфа. Я активно берусь переозвучивать юридические кейсы из частной практики и транслирую новаторские идеи в массы, вызывая на поединок всех любителей канцеляризмов и, например, словосочетания «настоящий договор». Просительная часть в начале иска сможет озадачить любого судью в отставке, но альтернативный взгляд на такой пируэт, может быть, вдохновит одного-двух пионеров и через годы войдет в норму. Ролик об этом также есть на канале.

Совсем недавно эксперты Veta составили рейтинг авторитетных юридических телеграм-каналов, и «Представитель без доверки» удостоился включения в спецноминацию «Юмор». В поисках самоидентификации и уникальности из глубины времен на ум пришла цитата Бернарда Шоу: «Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть».

Для новых историй всегда открыта предложка — каждый может написать мне в личные сообщения. Сейчас это стало постоянной формой связи канала с читателями, с юридической жизнью. 

Всего за полгода существования проекта было собрано дружное сообщество, объединившее и студентов первого курса, и партнеров юридических фирм. Я верю, что у «Представителя без доверки» впереди большое будущее, новые идеи, новые площадки для контента.

Я даже верю, что когда-нибудь будет опубликован полный метр переозвучки настоящего фильма. Возможно, на базе столь дружелюбного комьюнити будет организована биржа по поиску судебных представителей в регионах России, кто знает.

Главное — не жить в тени предрассудков. В них моей аудиторией была бы максимум тройка судей, а не тысячи таких прекрасных людей, которые любят свою профессию.

Авторы:

Никита Радионов
Юрист РКТ

ООО «РКТ»
ИНН: 7704394499. Erid: 2Vfnxxo5zSt
Реклама