Госдума перекраивает выборное законодательство для себя — пропорциональную систему выборов должна сменить мажоритарно-пропорциональная. На переработку законопроекта Владимира Путина депутатам понадобился практически год, но компромисса не получилось. Мелким партиям, возникшим после упрощения регистрации, усложнят путь на выборы. А для судимых когда-либо за тяжкие или особо тяжкие преступления оставят фактически пожизненный запрет избираться, несмотря на позицию Конституционного суда. В то же время депутаты раскритиковали идею блокировать доступ в парламент уклонистам от военной службы.
11 месяцев потребовалось Госдуме, чтобы доработать президентский законопроект о возврате смешанной мажоритарно-пропорциональной системы выборов депутатов Госдумы. При ней половина депутатов (225) будет избираться по партийным спискам, другие по одномандатным округам. Новшества должны прийти на смену пропорциональной системе, при которой в выборах в Госдуму участвуют только партии.
Сегодня думский комитет по госстроительству четыре часа обсуждал 639 поправок ко второму чтению в законопроект Владимира Путина, который тот внес в парламент еще в марте 2013 года, а депутаты приняли его в первом чтении 16 апреля. Документ предусматривает, что в стране появятся 225 одномандатных избирательных округов, которые сформируются на основе единой нормы представительства избирателей. В субъектах, где число избирателей меньше единой нормы представительства, будет один одномандатный округ. Среди одномандатников могут быть как самовыдвиженцы, так и кандидаты от политических партий, а по партийным спискам только предложенные политической организацией.
Особое внимание депутаты сегодня уделили нормам, усложняющим доступ в Госдуму малым партиям, которых много возникло после упрощения регистрации. Авторами ключевой поправки стали лидеры думских фракций единоросс Владимир Васильев, эсер Сергей Миронов, коммунист Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский (ЛДПР). Суть предложений сводится к тому, что обязательным условием для регистрации кандидата станут подписи в его поддержку от избирателей. Для регистрации федерального списка кандидатов партии нужно собрать 200 000 подписей, но не более 7000 в одном субъекте. В этом случае партия сможет выдвигать и одномандатников на выборы. Одномандатнику для участия в выборах придется собрать не менее трех процентов голосов избирателей в округе.
Однако новшества парламентские партии не затронут и кандидатам от них не придется искать поддержки среди населения еще до выборов. От сбора подписей будут освобождены партии, список кандидатов которых на последних выборах в Госдуму или местные парламенты (хотя бы одного субъекта) были допущены к распределению мандатов, либо набрали более 3 % голосов на думских выборах.
Глава думского комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин убеждал собравшихся, что исключения из правил "демократичные", и напирал на то, что поправка внесена лидерами всех думских фракций. Но с поправкой, несмотря на авторитет инициаторов, не соглашался эсер Дмитрий Гудков, принимавший ранее активное участие в "белоленточном движении". Он сомневался в справедливости идеи освобождать от сбора подписей только те партии, которые имеют мандат, полученный по партспискам. "Депутаты, которые получили мандат по спискам или прошли по одномандатному округу, обладают равными правами, — говорил он. — Тут неправильный подход. Мы делим депутатов на первого и второго сорта: один мандат позволяет участвовать в выборах, другой — нет".
Коммунист Вадим Соловьев говорил, что КПРФ поддерживает поправку лидеров думских фракций. "Это фарс, доведение партийного строительства до абсурда, когда 500 человек могут создать политическую партию", — возмущался он, но предлагал снизить необходимое число голосов избирателей для выдвижения кандидата с трех процентов до двух. Но его идея не прошла.
Заодно депутаты-единороссы Владимир Плигин и Владимир Поневежский уточнили правила, когда человек не может быть депутатом Госдумы. Владимир Путин предлагал взять норму из действующего законодательства и ввести запрет для "осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления". Но после критики этих ограничений от Конституционного суда, депутаты решили исправить ситуацию: право быть избранным вернется к судимым за тяжкие преступления через 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а за особо тяжкие — через 15. С учетом того, что судимость погашается в этих случаях через восемь и 10 лет соответственно, человек, осужденный за тяжкое преступление, сможет стать кандидатом на выборах через 18 лет, а за особо тяжкое — через 25 лет после отбытия наказания.
— Это противоречит Конституции и Уголовному кодексу. В соответствии ст. 86 УК все правовые последствия в связи со снятием судимости аннулируются. Тогда отменяйте ст. 86 УК о снятии правовых последствий в связи со снятием судимости, — горячился депутат от ЛДПР Сергей Иванов.
— В постановлении КС, в соответствии с которым внесена эта поправка, указано, что ограничения пассивного избирательного права в отдельных случаях могут превышать сроки судимости. Это не противоречит Конституции, — спорил единоросс Владимир Вяткин.
— Это касается только лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, к последним относятся в основном преступления против личности, — подчеркивал единоросс Владимир Поневежский.
— В той форме, в которой [это] предложено, это попытка отсечь оппозиционных авторитетных политиков от участия в выборах, — не соглашался коммунист Вадим Соловьев.
— Я уверен, что в уважаемых политических партиях нет кандидатов, которые совершили когда-то тяжкое или особо тяжкое преступление. Эта поправка не направлена на борьбу с оппозицией, — настаивал Вяткин.
Серьезную дискуссию спровоцировала идея коммуниста Александра Тарнаева запретить не отслужившим в армии или не имевшим на то законного освобождения избираться в Госдуму. Напротив этого предложения в документах комитета была лаконичная надпись: "снижает гарантии реализации пассивного избирательного права". Тарнаев был с этим несогласен. "Я хочу понять, что смущает членов комитета в этой поправке? Внесение этой поправки вызвано необходимостью повышения авторитета депутатов Госдумы как партриотов и неуклонившихся от воинской обязанности. Это повысит авторитет армии в обществе", — настаивал коммунист.
— Не всегда отсутствие воинской обязанности является волеизъявлением призывника. В Дагестане не всех желающих призывают в армию, — отметил единоросс Ризван Курбанов.
— Должен быть представлен документ от военкомата, что человек не может быть призван по не зависящим от него причинам, — настаивал коммунист. Однако поддержки все-таки не встретил.
После четырех часов обсуждения члены думского комитета по госстроительству утвердили поправки в законопроект и рекомендовали его к принятию во втором чтении.