Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев призвал судей заниматься профилактикой коррупции, учитывать правовые позиции ЕСПЧ при рассмотрении дел о защите чести и достоинства, но не только, а также обеспечивать “дружественное правосудие” для несовершеннолетних. Работой судов общей юрисдикции он остался доволен и выразил уверенность, что накопленный и ими, и арбитражными судами опыт и потенциал будет востребован новым высшим судебным органом. А спикер Совета глав судов — в большинстве своем консерваторов — могла и напугать: слово "модернизация" в их лексикон не входит.
Сегодня в московском "Президент-отеле" председатели судов общей юрисдикции подводили итоги их работы в 2013 году и обсуждали задачи на 2014-й. "Дела в основном рассматривались с высоким качеством и в разумные сроки, — заявил в начале своего выступления глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. При этом, судя по его словам, работать судьям пришлось больше: количество гражданских дел после нескольких лет существенного сокращения возросло в прошлом году на 20% — до 12,8 миллиона.
"Основной категорией продолжают оставаться [жилищные] споры, — рассказал председатель ВС. — Это почти каждое пятое дело". А затем обратил внимание судов на необходимость применения 214-го Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости”, в котором закреплен широкий круг гарантий для соинвесторов, в том числе запрет привлекать их средства до получения разрешения на строительство, госрегистрации прав на землю и обнародования проектной декларации, а также выплата неустойки в случае просрочки передачи квартиры застройщиком. По словам Лебедева, этот закон надо использовать независимо от названия заключенного между застройщиком и гражданином договора. Только такой правовой подход позволит исключить умышленное неисполнение строительными компаниями своих обязательств "под прикрытием" других видов договоров и гарантировать гражданам цивилизованные условия функционирования рынка жилья, считает председатель ВС. А в делах, касающихся защиты чести, достоинства и деловой репутации, Лебедев призвал судей учитывать правовые позиции ЕСПЧ и соблюдать баланс между правом граждан на защиту чести, достоинства и правом на свободу слова, мысли и массовой информации.
Уголовных дел судами в 2013 году было рассмотрено 1,07 миллиона, в том числе 620 000 в рамках особого производства. "За последние пять лет количество осужденных к лишению свободы сократилось на 30 %, а за истекший год судами освобождено от уголовной ответственности более 234 000 человек. Это почти 24%, — подытожил Лебедев (в этой статистике учтены случаи прекращения дел по нереабилитирующим обстятельствам). — Одним из оснований для прекращения дел являлись малозначительность деяния и отсутствие общей опасности лица".
Отталкиваясь от этой цифры, председатель ВС заговорил о том, что судам нужно больше прав. И предложил законодательно предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности впервые судимых за преступления небольшой тяжести. Это, по мнению Лебедева, позволит тратить меньше материальных и кадровых ресурсов на дела, не имеющие судебной перспективы. На эту же цель должна работать и еще одна инициатива председателя ВС: он считает нужным начинать уголовное преследование только в том случае, если сумма похищенного выше 3000 руб., а не тысячи, как сейчас.
Профилактика преступлений, по мнению председателя ВС, в России развита недостаточно. "В общей структуре судимости 330 000 лиц признаны виновными за преступления против собственности. Основными причинами этого являются нерешенные социальные проблемы, а также отсутствие специальной службы, которая могла бы взять на себя обязанности по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание", — заявил Лебедев и привел в подтверждение цифры: 60 % лиц осужденных за подобные преступления не имели определенных занятий, а у 45 % были неснятые и непогашенные судимости.
А вот профилактикой коррупционных преступлений, по мнению главы ВС, должны заниматься сами суды. Лебедев призвал суды "выявлять причины и условия совершения подобных деяний и выносить частные определения" для их устранения. Ну а осуждено за коррупционные преступления в России в минувшем году было 9500 человек, в том числе за получение взятки 1700, а за дачу — 3400 (что сделали остальные, Лебедев не уточнил). При этом в связи с введением кратных штрафов для взяточников с 2010 года доля приговоренных к лишению свободы коррупционеров сократилось с 24 % до 14 %, а оштрафованных увеличилась с 12 % до 67 %. В подавляющем большинстве пойманный российский взяточник берет немного. По словам Лебедева, более 77 % из них осуждены за получение взятки до 10 000 руб.
Позднее он также добавил, что решению проблемы мздоимства будет способствовать принятие Кодекса административного производства, запланированное на весеннюю сессию Государственной думы. По мнению главы ВС, с его введением в силу граждане получат реальные возможности противодействовать бюрократии и коррупции.
Также Лебедев отметил довольно либеральный подход судов в 2013 году при назначении наказаний за преступления в сфере предпринимательской деятельности. Отправились в колонию 18 % осужденных, условные сроки получили 32 %, а ко всем остальным были применены другие меры наказания, не связанные с лишением свободы. Всего же в 2013 году за "экономику" было осуждено 2000 человек, половина из которых — за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Сколько было оправдано председатель ВС не сказал.
Проблемам детской и подростковой преступности тоже нашлось место в докладе Лебедева. Судам предписано обращать особое внимание на споры, связанные с защитой интересов несовершеннолетних. "В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов, — говорил глава ВС. — Необходимым условием такого детства является дружественное к ребенку правосудие". Изымать детей из неблагополучных семей можно только в исключительных случаях. "Необходимо использовать все меры для того, чтобы сохранить ребенка в родной семье", — добавил Лебедев.
А уполномоченный по правам человека Павел Астахов, выступивший в конце заседания, призвал судей к еще более радикальной смене приоритетов. "Очень часто ребенок, вставший на путь преступления, не меньшая жертва, чем потерпевший, — заявил бывший адвокат. — Каждый из трудных подростков может стать героем в силу своего выдающегося характера. Они дерзкие, неугомонные, наглые иногда. Они бросают вызов обществу, которое их отвергло и не направило на совершение героического поступка. Я призываю вас дойти до истины и понять, что же стало настоящей причиной совершенного преступления".
Комментировать статистику судебных дел, связанных с международным усыновлением, Астахов не стал, а между тем она напрямую связана со скандальным "законом Димы Яковлева", активным защитником которого был детский омбудсмен. По словам Лебедева, в 2013 году российские суды рассмотрели только 1200 подобных дел — практически в два раза меньше, чем годом ранее.
Не обошел председатель ВС и начавшуюся судебную реформу, которая предусматривает создание единой высшей судебной инстанции и ликвидацию Высшего арбитражного суда. "В текущем году судам предстоит напряженная работа, — сказал Лебедев. — Я выражаю уверенность в том, что положительно зарекомендовавшие себя институты судопроизводства, опыт и потенциал, который накоплен и в системе арбитражных судов, и в судах общей юрисдикции, будут востребованы высшим судебным органом, что в полной мере обеспечит защиту прав и основных свобод человека".
Нет сомнений в положительном значении реформы и у Валентины Матвиенко, спикера Совета Федерации, которому вскоре предстоит утверждать судей единого ВС. По ее словам, новая концепция позволит обеспечить единый подход к отправлению правосудия, установить общее правило организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике, а также исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дел. А вообще, по мнению Матвиенко, "именно сегодня отечественное правосудие входит в новый виток глубокой модернизации".
Закончила же она словами о той роли, которую, по ее мнению, в истории российской судебной системы сыграл нынешний председатель Верховного суда. Матвиенко напомнила, что в этом году исполняется 25 лет с того момента, как "главный суд страны" возглавил Лебедев. "Высокая оценка деятельности ВС, его высокий авторитет в нашем обществе во многом личная заслуга Вячеслава Лебедева", — добавила она.