ПРАВО.ru
Репортаж
22 апреля 2014, 16:20

"Для меня очень важно, чтобы "люди в колясках" могли нормально летать!"

"Для меня очень важно, чтобы "люди в колясках" могли нормально летать!"

Виктор Сергеев, инвалид первой группы, поехал в прошлом году волонтером на международный марафон инвалидов-колясочников в Армению. Однако посетить все запланированные мероприятия ему не удалось. Сотрудники аэропорта Домодедово изъяли из его багажа аккумуляторы к электроколяске и тем самым оставили Сергеева без средства передвижения. За испорченное путешествие Сергеев подал на Домодедово и авиаперевозчика S7 Airlines в суд. Представитель последнего настаивает в суде, что изъятое оборудование запрещено перевозить в самолете в качестве багажа. А его коллега из "Домодедово пэссенджер терминал" утверждает, что литиево-кислотные аккумуляторы можно регистрировать только в грузовом терминале. Сергеев с ними не согласен и приводит в пример свой недавний полет в Сочи на Паралимпиаду, где никаких проблем с багажом у него не возникло.

29 мая 2013 года Виктор Сергеев, инвалид 1-й группы (диагноз – прогрессирующая мышечная дистрофия), купил электронные билеты у ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (S7 Airlines) в Армению и обратно. Он собирался ехать в качестве волонтера на международный марафон инвалидов-колясочников "Содружество-2013", который проходил со 2 по 9 июня в Ереване. Передвигаться Сергеев может только на специальном кресле-коляске с электроприводом: из-за специфики своего заболевания механической коляской пользоваться он не может, так как не имеет физической возможности крутить колеса. 31 мая Сергеев позвонил в московское представительство авиакомпании и предупредил, что в путешествие ему обязательно нужно взять свою электроколяску и два литиевых аккумулятора к ней. И представитель S7 Airlines сообщил ему, что никаких проблем с транспортировкой оборудования не будет.

2 июня за час до вылета Сергеев сдал коляску и аккумуляторы в багаж в Домодедово. Сотрудники аэропорта их приняли и наклеили на них соответствующие бирки "Досмотрено". Однако в Ереван долетела только коляска. Аккумуляторы же изъяли из багажа сотрудники московского аэропорта, посчитав, что они входят в список запрещенных к перевозке предметов.

Без аккумуляторов самостоятельно передвигаться на коляске Сергеев не мог и в итоге все проведенное в Армении время был вынужден полагаться на сопровождавших его людей. Кроме того, он не смог посетить все запланированные мероприятия, в частности, презентовать на марафоне новейшие средства по реабилитации инвалидов, одним из которых является его коляска.

Только вернувшись 9 июня в Москву, Сергеев после трех часов ожидания смог получить назад свои аккумуляторы. Сразу после этого он подал претензии в аэропорт Домодедово и в авиакомпанию S7 Airlines, а также обратился с жалобой в Роспотребнадзор. Однако все его запросы остались без ответа.

Тогда Сергеев в декабре прошлого года пошел с иском к ЗАО "Домодедово пэссенджер терминал" и ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в Бутырский районный суд. Он потребовал возмещения 300 000 руб. в качестве компенсации морального вреда за испорченную поездку.

Первое заседание по этому делу состоялось 21 апреля. Представитель "Домодедово пэссенджер терминал" Иван Голосков сразу же заявил суду ходатайство о замене ненадлежащего ответчика. "Мы считаем, что наша компания не является надлежащим ответчиком, – говорил он. – Спор возник в результате исполнения договора перевозки, а мы в договорных отношениях с истцом не состоим". Помимо этого он указал, что фактически изъятие предметов из багажа Сергеева осуществила служба авиационной безопасности, которая является подразделением другого юридического лица – ЗАО "Домодедово эрпорт авиэйшн секьюрити". "Конфликт возник в результате действий этой компании, а значит, именно она и компетентна давать пояснения по существу заявленных требований", – резюмировал Голосков.

Представитель истца Мария Чернова возразила: "Кто является надлежащим ответчиком – это еще должно быть установлено в ходе судебного разбирательства, но в качестве соответчика привлечь "Домодедово эрпорт авиэйшн секьюрити" мы не против". В результате судья Анна Бойкова ходатайство Голоскова отклонила, пояснив, что заменить ответчика можно только с согласия истца.

– Тогда у нас другое ходатайство – привлечь "Домодедово секьюрити" в качестве третьего лица, – заявил Голосков.

Никто из сторон не был против, и в итоге судья решила вернуться к этому вопросу после заслушивания сторон.

"Как указано в иске, Виктор Сергеев инвалид 1-й группы, – начала свою речь представитель истца Чернова. – Он купил электронный билет в Ереван и почти сразу предупредил представительство авиакомпании о том, что полетит с электроколяской. Хочется отметить, что он уже неоднократно с этой коляской путешествовал и никаких трудностей не возникало. И на фотографии аккумуляторов (приложена к материалам дела – прим. ред.) очень хорошо видны отметки предыдущих авиакомпаний. Всегда все было хорошо!"

По ее мнению, когда авиаперевозчик S7 Airlines наклеил на аккумуляторы бирки, то автоматически принял багаж и допустил его к перелету. "Не доставив на том же рейсе аккумуляторы, ответчики нарушили правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, – резюмировала Чернова. – Были нарушены права истца, в результате чего он понес значительные неудобства и моральные страдания!"

Представитель Домодедово Голосков с доводом Черновой не согласился и заявил, что сама маркировка багажа не означает его безусловное принятие. По его словам, сотрудники авиационной безопасности обязательно проводят предполетную проверку принятых перевозчиком вещей. "Истец за 12 минут до конца регистрации сдал багаж – его просто физически сотрудники аэропорта не успели разыскать и сообщить, что часть его багажа не может быть отправлена", – пояснял он. Голосков также заявил, что аккумуляторы Сергеева являются литиево-кислотными и в соответствии с приказом Минтранса № 104 от 27 июля 2007 года входят в список опасных предметов, запрещенных к перевозке в качестве багажа.

– Это не означает, что их вообще нельзя перевозить. Можно, но только в качестве груза, через грузовой терминал, – добавил представитель авиакомпании и поинтересовался у Черновой. – А чем вы подтверждаете, что истец раньше неоднократно перевозил эти аккумуляторы именно в качестве багажа?

– На них есть бирки от других перелетов. Также недавно истец летал с ними в Сочи в качестве волонтера на Олимпиаду и Паралимпиаду. Есть фотографии, где истец находится на этой коляске в Сочи, – пояснила представитель Сергеева.

– А какие есть документальные подтверждения того, что аккумуляторы находились в составе зарегистрированного багажа? – уточнял Голосков.

– Сейчас при себе пока нет.

Представитель S7 Airlines Андрей Майоров с позицией Голоскова согласился и заявил, что при бронировании авиабилета Сергеев действительно сообщил о наличии электроколяски, но предоставил неверную информацию об аккумуляторах. "Истец сказал, что они (аккумуляторы – прим. ред.) гелевые, а они оказались свинцово-кислотными, – пояснял Майоров. – А значит, подлежат перевозке в качестве опасного груза".

– Я когда летаю куда-либо, всегда звоню и предупреждаю авиакомпанию, – решил пояснить ситуацию сам Сергеев. – У меня всегда спрашивают состав моих аккумуляторов. И я четко, как в инструкции написано, говорю – гелевые.

Помимо этого он попросил суд обратить внимание на то, что уже в Ереване сотрудники Домодедово по телефону обещали привезти ему аккумуляторы следующим рейсом и только спустя два дня сообщили, что их изъяли из багажа.

– Для меня очень важно, чтобы "люди в колясках" могли нормально летать, – говорил Сергеев. – Часто возникают какие-то проблемы, и мы не знаем, приедем мы с "ногами" или нет. "Ноги" – это наша коляска. Для меня важна даже не материальная составляющая иска: я больше хочу разобраться и понять! Я хочу, чтобы люди могли нормально летать, не оставаясь при этом без средств реабилитации!

Юрист из "Домодедово" согласился с Сергеевым, что проблема существует, однако заверил истца, что аэропорт всегда "был, есть и будет "клиентоориентирован". "Поймите, аэропорт обеспечивает вашу же безопасность и действует исключительно в ваших интересах. Никакого корыстного начала у наших служб нет", – добавил он.

После этого судья решила привлечь "Домодедово эрпорт авиэйшн секьюрити" в качестве третьего лица, а заседание отложила на 20 мая.